Байк, куда катишься?

Этот год может оказаться в некотором роде решающим для развития городского велодвижения. Ведь, с одной стороны, в рядах любителей покрутить педали прогнозируется серьезный прирост – чуть ли не до 20%. А с другой, до сих пор нет хотя бы минимальной велоинфраструктуры. Прибавьте к этому и низкий уровень знания ПДД среди большого числа велосипедистов. Все это лишь обостряет негативное отношение пешеходов и автомобилистов к людям на «железных конях». «Санкт-Петербургские ведомости» выяснили, что же будет сделано для улучшения ситуации в новом велосезоне.

Байк, куда катишься? | ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

Все существующие в городе велодорожки были построены еще до 2010 года. С тех пор – ни одного нового километра. Два года в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) шли разговоры о 16 веломаршрутах, часть которых вот-вот должна была появиться, но так и не появилась. Чиновники жалуются на возникшие проблемы при согласовании маршрутов с ГИБДД и на городскую застройку, которая тоже не позволила реализовать запланированное. В общественной организации «Велосипедизация Санкт-Петербурга» назвали другую причину невыполненных обещаний.

«Пилотные велодорожки не появились потому, что активисты вынуждены были проголосовать против их строительства, – объясняет координатор проектов «Велосипедизации» Таша Конкина. – Непонятно, где чиновники взяли такой ужасный проект: эти велодорожки только бы затруднили жизнь велосипедистам. Главное неудобство было в том, что они шли то с одной, то с другой стороны автодороги. И нужно было бы регулярно слезать с велосипеда и переходить по пешеходному переходу. Мы внесли в проект свои изменения, надеемся, что в этом году наши пожелания будут услышаны».

До уровня обособленных велодорожек со специальным покрытием Петербург пока не дошел. Но по крайней мере одну велополосу чиновники обещают сделать. При комитете по инвестициям была создана рабочая группа, которая координирует совместную работу органов власти и различных организаций по развитию велоинфраструктуры. Сегодня члены этой группы прорабатывают маршрут, который протянется вдоль Московского проспекта. И он уже, возможно, будет максимально отличаться от тротуара и проезжей части.

В нынешнем году КРТИ собирается проложить велосипедные маршруты «Гражданский проспект – центр», «проспект Просвещения – центр», а также организовать проезд для велосипедистов на проспекте Луначарского. Общая протяженность участков должна составить 34,5 км. Главное, чтобы удалось от слов перейти к делу.

Велоактивисты рады уже тому, что на уровне города начинаются какие-то подвижки. Представители всех комитетов и районных администраций, которые потенциально могут быть заинтересованы и заняты в подобных проектах, наконец-то объединены в одну команду.

До конца апреля чиновники обещают запустить городскую сеть велопроката – 96 станций в разных районах города. Система проката останется прежней, а вот тарифы, скорее всего, вырастут на 10 – 15%. В прошлом году велопрокат оказался весьма востребованным горожанами и гостями города. Число зарегистрированных пользователей составило порядка 29 тысяч человек, а общее количество поездок по сравнению с 2014-м увеличилось почти в восемь раз. За время работы станций в прошлом году было совершено более 188 тысяч поездок.

Сейчас оператор городского проката компания «Велогород» разрабатывает собственную автоматическую систему для аренды велосипедов, тогда как сегодня в Петербурге действует чешская разработка. Станции будут отечественного производства, а вот сами велосипеды завезут из Китая. Как объясняют в компании, проблема в том, что в России нет производства, способного изготовить нужное количество байков.

Пока у нас велодорог кот наплакал, многие гоняют по тротуарам, представляя себя, вероятно, гонщиками на «Тур де Франс». И светофоры им не писаны. В результате все больше случаев, когда велосипедист или травмировал пешехода, или по вине двухколесного гонщика произошла авария. Смертельных случаев, к счастью, мало (особенно если сравнивать с автомобильными ДТП) – 3 – 4 в год по всей стране. Обычно все обходится испачканной одеждой, синяками и ссадинами...

Велосипедист имеет право ездить по тротуару, но только в том случае, если движение по проезжей части затруднительно. При этом человек на байке должен понимать, что он находится на территории пешехода, и вести себя максимально корректно.

Незнание и несоблюдение Правил дорожного движения сегодня острая проблема, которую невозможно решить силами одних только активистов. По мнению руководителя «Велошколы» Александра Кожанова, упреки здесь можно адресовать и Министерству образования.

«Дело в том, что наша страна полностью ратифицировала Венскую конвенцию о безопасности дорожного движения, – продолжает Кожанов. – Государства, которые подписали этот документ, обязуются преподавать Правила дорожного движения в общеобразовательных учебных заведениях. Но это в полной мере не делается. Да, дети знают, что на красный нужно стоять, а на зеленый – идти. Но что делать, если перекресток нерегулируемый?.. Этому не учат. Поскольку у велосипедистов, по закону, нет водительских удостоверений, езде на велосипеде тоже нужно учить в школах. В ГИБДД согласны с этим».

Было бы неплохо, считают также активисты, если бы комитет по печати развесил по городу социальную рекламу. Что-то вроде: «Велосипедист, учи ПДД!»...

В прошлом году неоднократно звучали идеи ввести права для велосипедистов. Ведь гораздо проще что-то ограничить или запретить, чем развивать... Однако, по мнению Кожанова, велосипед не является источником повышенной опасности. Гражданин, который неаккуратно несет стопку досок, может точно так же травмировать окружающих, как человек на байке. А вот штрафовать за нарушение ПДД не помешало бы.

«Трезвый велосипедист за нарушение платит 800 рублей, а пьяный – до 1500. При этом ГИБДД имеет право арестовать байк, – детализирует такое предложение Кожанов. И тут же с сожалением добавляет: – Но полиция у нас не заинтересована в том, чтобы штрафовать велосипедистов. Во-первых, попробуй его останови. Во-вторых, у велосипедиста обычно при себе нет никаких документов. «Паковать» его с байком и везти в отделение – та еще морока. У них есть какие-то разовые акции, но они не в тех местах «рыбачат». Встают на Парашютной, а надо хотя бы разок на Аничковом мосту подежурить...»



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 069 (5686) от 20.04.2016.


Комментарии