Байк без страха и упрека

О том, как организовать в городе велодвижение и освободить улицы от автомобильных пробок, говорили на II международной конференции «Велосипедизация городов».

Байк без страха и упрека | ФОТО monticello/shutterstock.com

ФОТО monticello/shutterstock.com

– Сколько времени в году вы можете ездить на велосипедах?

– Все 365 или 366 дней, мы никогда не слезаем со своих велосипедов! – шутит голландский урбанист эксперт по развитию городского пространства Марк Вагенбур.

Такой ответ зрители в зале библиотеки имени Лермонтова щедро приправляют аплодисментами. Для нас подобное пока из области мечтаний. Не для всех, конечно. Некоторым не страшны ни отсутствие велодорог, ни снег, ни слякоть. Но много ли таких?..

По словам Вагенбура, сегодня в Нидерландах 45% всех поездок, по статистике, совершается на байках, причем велосипедист на дороге всегда главнее автомобилиста. Большинство центральных улиц в городах были полностью закрыты для автомобилей, проезд разрешен только для автобусов или велосипедов.

Вагенбур рассказывает об опыте города Утрехт: «Там везде стоят камеры, так что вас оштрафуют, если вы это правило нарушаете. Вокруг центра города появились большие парковки. Люди приезжают туда на машинах, оставляют их, а потом на автобусе за 10 минут доезжают до центра. При этом на всех остальных улицах города движение ограничено до 30 км/ч. Мы проектируем наши города для людей, а не для автомобилей. Смотрим, где люди живут, где работают, куда ходят в ресторан и в кино – там и развита велоинфраструктура. В итоге люди самого разного возраста могут без страха кататься на байке в любое время года.

Кстати, сегодня подобным образом экспериментируют и в других городах – Праге, Париже, Нью-Йорке – некоторые улицы закрывают для автомобилистов. У немцев практически та же история, что и у голландцев. В 1960-х люди начали пересаживаться на автомобили. Но после нефтяного кризиса 1973 года количество велосипедистов увеличивалось. А также за счет роста популярности экологических движений. В Берлине общегородскую велосеть строят, согласно стратегическому плану развития транспорта.

Ну а что же удалось нам, постоянно выглядывающим через окно в Европу? В прошлом году комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) спроектировал 16 веломаршрутов, выбранных при участии велосообщества. Вот, к примеру, несколько направлений: проспект Просвещения – центр, Купчино – центр, из Санкт-Петербурга в Кронштадт, Ломоносов, Колпино и Павловск... До 2020 года, как обещают в комитете, эти маршруты перекочуют с бумаги на асфальт.

– В нынешнем году, в связи с тем что у комитета нет достаточного финансирования, мы выбрали наиболее востребованные веломаршруты и реализуем их за счет нанесения разметки и установки знаков, – рассказывает начальник отдела перспективного развития КРТИ Александр Мишкевич. – Будет сделан участок на Бухарестской улице и участок на проспекте Ветеранов. Общая протяженность маршрутов – около 10 километров. Со следующего года в рамках капремонта и реконструкции дорог мы планируем строить уже обособленные велодорожки.

Кроме того, в прошлом году у нас заработал велопрокат, который и убедил чиновников в том, что идея развития велодвижения в городе весьма востребована среди жителей. В этом году количество станций должно вырасти до 90, а велосипедов на линии – до 800. В комитете, правда, посетовали, что за месяц из велопроката украли 25 байков, а несколько станций повредили.

– Для нас проект убыточен и нерентабелен, поэтому в этом году из городского бюджета будет выделено около 80 миллионов рублей на поддержку проекта, – добавил Мишкевич.

Однако принцип «Лучше что-то, чем ничего» в годы борьбы за велодорожки уже поднадоел и работа над их строительством многих велосипедистов пока не слишком вдохновляет.

– Боюсь, что, когда горожане осенью увидят итоги работы, проектировщики и строители попадут под шквал критики: «Вы же сказали, что велодорожки решат наши транспортные проблемы! Вот они построены, а где решение?! Ничего у вас тут не работает!» – говорит почетный председатель клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич. – Для старта такого масштабного проекта нужно делать не части двух маршрутов, а один, но максимально длинный. Чтобы можно было по итогам летней кампании предъявить товар лицом: «Вот, посмотрите, десятикилометровая дорожка, смотрите, сколько людей ездят из Купчина в центр!».

– Вы хотите до 2020 года ввести свою сеть в эксплуатацию. Но мы создаем ее уже 20 лет и в ней до сих пор очень много белых пятен, – рассказал консультант департамента развития транспорта Берлина Кристиан Шпат. – Если вы действительно хотите стимулировать велодвижение, сеть должна быть куда плотнее. И этот вопрос уже должен входить в компетенцию районной администрации.

По мнению Марка Вагенбура, пешеходную и велосипедную части на тротуарах надо разделять – другим цветом, материалом, высотой или поребриком. Иначе участники движения не поймут, по какой стороне нужно двигаться. А разметка быстро стирается.

Обсуждали и пример Москвы. В столице в качестве пилотного проекта сделали велодорожку 16 километров. Убедились, что людям это надо, и продолжили строить велодорожки. Работа в данном направлении у них началась гораздо позже, чем у нас, – в 2012 году. Москвичи анализировали, где у них в городе больше всего ДТП с участием велосипедистов и пешеходов, как распределяются потоки в мегаполисе, где основные места притяжения, проводили опросы. И поняли, как двигаться дальше.

– Мастер-план развития велоинфраструктуры в столице до 2020 года включает в себя более 700 километров связанных маршрутов, – рассказывает руководитель проектов в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Ольга Мальцева. – Отдельная часть проекта – маршрут «Зеленое кольцо», который мы начнем в следующем году. Он соединяет крупнейшие парки города по наиболее удобным для велосипедистов путям.

Сегодня в Москве действуют 150 станций велопроката, а с июля их число увеличится вдвое. 2700 велосипедов – это не шутка! Старые байки они сплавили Петербургу, и теперь катаются на новых с велокомпьютерами. А на набережных с прилегающей застройкой на Москве-реке в этом году собираются построить... 246 км велосипедных дорожек. В столице появится большая зона в центре, где скорость движения ограничат до 30 км/ч. Так что поучиться у москвичей есть чему.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5473) от 05.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.