Башня на башню. На Обводном канале появилась новая доминанта

Вот только жители не в восторге от нее, ведь высотку поставили аккурат за памятником архитектуры — винным складом.

Башня на башню. На Обводном канале появилась новая доминанта | ФОТО автора

ФОТО автора

Казенный очистной винный склад № 4 на набережной Обводного канала был построен в конце XIX века напротив знаменитого завода «Треугольник». Комплекс состоял из множества небольших краснокирпичных построек, самой высокой была ректификационная башня. Автором проекта стал гражданский инженер Георгий Рабцевич.

В XXI веке винному складу, по нынешним временам, повезло. Несмотря на отсутствие статуса памятника у дворовых корпусов, их отказались сносить или надстраивать. Здесь был создан офис­ный комплекс «Обводный двор» с точками общепита и небольшими производствами. Своего рода визитной карточкой стала передняя часть вагона метро, встроенная в старинную стену, — место сразу облюбовали любители фотографирования.

Градозащитники, однако, радовались за судьбу комплекса только до тех пор, когда архитектор Андрей Литвинов спроектировал и вызвался стать застройщиком одного из офисных зданий на территории винного склада, причем довольно высокого — восьми­этажного. Уже на этапе презентации стало ясно, что оно неизбежно будет торчать над двухэтажными корпусами-памятниками наравне с ректификационной башней.

Новостройка на Обводном2_Ратников.jpg
ФОТО автора

Появление нового здания подавалось как реконструкция. Старинный производственный корпус (дом 199 – 201, литера У) был надстроен, а ближе к Обводному к нему и приделали ту самую высотку. Для нового объема был выбран архитектурный «стиль», который в шутку называют хаотизмом за то, что окна гуляют по фасаду без подчинения вертикальным осям. В июне получившийся симбиоз был официально введен в эксплуатацию.

Горожане возмущены высоткой. Особенно их расстраивает, что выросла она на территории, где, казалось, удалось достичь компромисса между сохранением архитектурного наследия и коммерчески обоснованным современным использованием. «Это здание смотрится, мне кажется, без малейшего уважения к соседним. А общественно-деловая зона там такая приятная образовалась», — делится своими впечатлениями петербуржец Петр Рыбин. «Здание строил владелец архитектурного бюро, как ни странно. Но, как по мне, его проект скорее навредил историческому комплексу — испорчен вид на него с набережной», — констатирует Александр Треугольников. «Новый объем сделан специально контрастным старым зданиям, чтобы не сливаться с ними… Это как бы грамотно, а на самом деле совсем неразумно. Нужно было найти более тонкое решение — использовать и традиционные принципы, может, даже и кирпичную отделку, но не в таком количестве, как кирпич в старых фасадах», — рассуждает Дмитрий Данильчук. Андрей Иванов считает неверным выбранный черный колер фасадов: «Как такой цвет мог в голову прийти?».

Впрочем, для Обводного канала такие перепады высот, к сожалению, уже стали привычными. Был фундаментально искажен «спальным» жильем комплекс Скотопригонного двора на углу с Московским проспектом, «заторчала» новостройка и позади Измайловских провиантских магазинов при взгляде от Балтийского вокзала. И охранный статус двора и магазинов — они числятся федеральными памятниками архитектуры — не спас. Что уж говорить про винный склад…


#Обводный канал #здание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7454) от 11.07.2023 под заголовком «Башня на башню».


Комментарии