Авторам дали шанс

Авторам дали шанс | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Редко случается, когда горячо спорят между собой члены секции, а авторы и инициаторы создания памятников внимательно их слушают. Чаще авторы, и особенно инициаторы, тверже гранита стоят на своем, игнорируя мнения экспертов. Но без конфликта и на этот раз не обошлось.

Все четыре вопроса повестки дня были важными и интересными. Не только своей конкретикой, разговор шел о принципах построения визуальных акцентов в городской среде.

Скульптор Василиса Балашова и архитектор Нестор Энгельке второй раз показывали эскиз мемориальной доски Александру Колчаку на доме # 3 по Большой Зелениной улице, где он жил. В прошлый раз молодым авторам посоветовали перенести доску со стены между окнами первого этажа на нижнюю часть гладкого эркера между первым и вторым этажами. Внизу надо срубать руст, а в окнах первого этажа расположены вывески магазинов.

Они послушались, но получилась не доска, а замковый камень. Барельеф с портретом адмирала оказался маленьким. Но главное — доску не видно с тротуара, а если перейти на противоположную сторону улицы, то невозможно прочитать текст. Тогда зачем устанавливать такой мемориал?

Звучали самые разные предложения: обойтись без доски; убрать барельеф, увеличив размер букв; вернуться к первому варианту. Пришлось голосовать, большинство высказались за эркер, худсекция отправила авторов думать дальше, как избежать всех названных проблем.

«Ленфильм» решил установить решетку перед сквером около своего главного корпуса на Каменноостровском проспекте. КГИОП согласовал проект фирмы «ВЕГА» Елены Шаровой. На рассмотрение худсекции было предложено три варианта решетки — диагональная, простая вертикальная и вертикальная с ажурными украшениями. Эксперты заметили, что, конечно, лучше всего простая «вертикаль», но всех озадачила общая высота «забора» — 2,5 метра. Представители КГА выступили еще более радикально. Каменноостровский проспект выстраивается как городская магистраль с открытыми пространствами, вспомним тот же сквер Андрея Петрова. Сохраняются исторические решетки, например, у Александровского лицея и Лопухинского сада, но в XXI веке заборы, даже если это только визуальная преграда, уместны для закрытых организаций. Здесь возможна только низкая каменная лента, отделяющая сквер от тротуара, подобная «петровской». Худсекция дала авторам шанс, предложив снизить высоту ограды и снова показать эскиз.

После долгих поисков найдено место для памятника Гусейн Хану Нахичеванскому, герою Русско-японской войны. Это крошечный сквер, разрезанный стихийными народными тропами на пересечении Малой Посадской, Мичуринской улиц и Конного переулка. Фигуру высотой почти 3 метра в кавалерийской форме работы скульптора Бориса Петрова одобрили еще в прошлом году в мастерской автора. Много вопросов вызвала архитектура Геннадия Пейчева. Круглый пьедестал такой же высоты, как и фигура, спорит с памятником, вместе они слишком велики для камерного пространства. В итоге авторам предложили подумать над пьедесталом, а также над тем, чтобы убрать сквер и создать для памятника небольшую площадь. Такое решение возможно, но там непешеходная зона и надо разбираться с движением транспорта.

Памятник Федору Углову решено поставить в сквере на пересечении улиц Льва Толстого и Рентгена, рядом с тем зданием, где знаменитый хирург работал 40 лет. Инициаторы сооружения памятника провели собственный конкурс и предложили худсекции рассмотреть проект победителей — скульптора Анатолия Демы и архитектора Вадима Тимонина (на снимке).

Эксперты восприняли проект сдержанно. Им категорически не понравился пьедестал, такими обычно делают надгробия. Не найдено точное место в сквере, чтобы памятник и зеленые насаждения работали друг на друга. Спорным представляется и «полуфигура» врача, склонившегося над больным. В ней много скорби, вся композиция напоминает пьету, а значит, еще раз надгробие. Углов спасал человеческие жизни, успешно работал до 100 лет. Про это должен быть памятник.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5346) от 24.11.2014.


Комментарии