«Аврору» поставили к стенке
Вчера «Аврора» покинула док Кронштадтского морского завода. Два буксира, как могло показаться, без особенных усилий вывели крейсер за ворота сухого дока, накануне наполненного водой, и корабль медленно и величаво тронулся в путь. Правда, нынешний «поход» легендарного крейсера был коротким — всего несколько сотен метров. «Аврору» вывели в заводскую акваторию и пришвартовали у Южной стены. На всю операцию ушло около часа.
ФОТО АВТОРА
В нынешнем году «Аврора» уже второй раз выходит в акваторию.
Таким образом, первый этап капитального ремонта «Авроры», связанный с подводной частью крейсера, завершен. Как заверили эксперты, все сделано очень качественно и с использованием самых современных материалов. Однако до возвращения к Петроградской набережной еще далеко: ближайшую зиму по крайней мере крейсер будет зимовать здесь, на Кронштадтском морском заводе, где продолжится дальнейший ремонт. Корабль оснастят современными системами пожаротушения, заменят электрооборудование.
По словам директора Центрального военно-морского музея Руслана Нехая, смета дальнейших работ будет готова к концу месяца. Главное, что есть абсолютная уверенность в финансировании этих работ.
— Мы полностью выполнили ремонт подводной части корпуса, — рассказал главный строитель Кронштадтского морского завода Алексей Прусаков, отвечавший за организацию доковых работ. — Произвели обследование, очистку, покраску, отремонтировали донно-забортную аппаратуру. На все работы ушло два месяца. Должны были закончить чуть раньше, но немного не «улыбнулась» питерская погода. Поскольку мы несем дальнейшую ответственность за сохранность лакокрасочного покрытия, то просто не могли в туманные дождливые дни окрашивать корпус.
В процессе обследования подводной части корабля была сделана неожиданная находка: оказалось, что рулевое перо — подлинное, деревянное, относящееся ко времени постройки корабля.
— В свое время рулевое перо было покрыто металлом, а при ремонте в середине 1980-х годов его покрыли специальной краской, которая со временем застыла и превратилась в своеобразный «чехол». Встал вопрос: что с этим делать? Завод предлагал поменять перо руля, поставить современное, а это отдать в музей. Мы не согласились: решили оставить на корабле подлинный предмет. Дефектные участки зачистили и снова покрыли специальным слоем, — рассказал Руслан Нехай.
Кроме того, в процессе докования было четко установлено: форштевень и ахтерштевень — своего рода скелет корабля — тоже подлинные.
— Во время последнего ремонта «Авроры» ее нижняя, донная, часть была полностью заменена, — напоминает Нехай. — В результате эксплуатации она была очень сильно изношена и непригодна к ремонту. Связано это было и с тем, что после войны донную часть укрепили бетоном, и пошли микропроцессы, связанные с изменением структуры металла. И вот эта донная часть — металлическая конструкция с элементами бетона — и была затоплена в акватории Финского залива близ Усть-Луги. Но когда говорят, что там есть какие-то элементы с «Авроры», это неправда. Прежде чем отрезать нижнюю часть от корабля, с нее сняли все, что только было возможно...
Несмотря на идущий ныне ремонт, на «Авроре» в рабочее время постоянно находится экипаж. На ночь остается вахта. Даже здесь, на заводе, корабль не остается без присмотра.
— На сегодняшний день выработана концепция будущей музейной экспозиции, а также подготовлена модель использования корабля, — рассказал директор ЦВММ. — Пожелания горожан мы постарались учесть, особенно это касается экскурсий в самые потаенные места крейсера. Кроме шести залов музея, которые были прежде, появятся еще три-четыре помещения. Что в них будет — пусть это останется интригой. Сейчас лучшие музейные специалисты города работают над предложениями, которые мы обобщим до конца нынешнего года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.
Комментарии