«Аврора». Картина маслом
До возвращения из ремонта исторического корабля осталось чуть больше полугода. В Центральном военно-морском музее полным ходом идет подготовка к созданию обновленной экспозиции на «Авроре».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
– План будущей экспозиции утвержден, он разработан вместе с компанией «Раритет-лидер», с которой Кронштадтский морской завод заключил договор на создание дизайн-проекта экспозиции на крейсере «Аврора», – рассказала замдиректора ЦВММ по научно-экспозиционной и выставочной работе Надежда Морозова. – Мы исходим из того, что «Аврора» имеет сегодня одновременно несколько ипостастей: это и музей, и боевой корабль, на котором постоянно находится свой экипаж.
По сравнению с прежней экспозицией, созданной к 70-летию революции, концепция меняется. Теперь речь пойдет об «Авроре» не только как о корабле, сделавшем «самый главный выстрел в истории России», но и как о памятнике судостроения, крейсере, участвовавшем в ключевых военных событиях ХХ века. Поэтому к прежним экспонатам добавятся много новых.
Практически полностью изменится первый зал, посвященный основным вехам истории «Авроры». От прежней экспозиции останется лишь диорама расстановки кораблей на Неве 25 октября 1917 года. А вот живописные полотна в этом зале будут новые.
– Здесь было десять работ, выполненных нашей студией художников-маринистов при Центральном военно-морском музее, – рассказал ее руководитель Сергей Пен. – Точно останутся работы Михаила Кузнецова, посвященные парусному фрегату «Аврора» и крейсеру на вечной стоянке. А вот полотна, рассказывающие о мятежных кораблях «Потемкин-Таврический», «Очаков», «Память Азова», «Заря свободы», уйдут в запасники.
Новые картины расскажут непосредственно об «Авроре». Спуск на воду, Цусимское сражение, церковная служба на корабле, учебное плавание 1907 – 1914 годов, заход в норвежский порт Берген в 1924 году, спасение морского флага в 1943-м... Всего студия, в которой сегодня семь художников, изготовит для новой экспозиции девять работ. Сюжеты и эскизы каждой из них обсуждаются на художественном совете музея. Дискуссии бывают жаркими.
– Сложность еще и в том, что картины в музее будут рассматривать с близкого расстояния, поэтому к ним особые требования, – поясняет руководитель студии. – Все должно быть прорисовано до мельчайших деталей, с фотографической точностью и достоверностью. Работа, конечно, плановая, но, учитывая назначение картин, степень ответственности чрезвычайно высока.
Есть и чисто технические сложности. Корабль не самое лучшее место для живописи. Зимой, когда с улицы заходят посетители, тут постоянные перепады температур. Чтобы от повышенной влажности холст не провисал, художники думают над прочной основой для картин...
Во втором зале, где рассказ пойдет о быте моряков, посетителей будет ждать сюрприз. Предполагается, что историческое пространство оживят объемные голографические изображения. Причем они воспроизведут реальных персонажей – матросов и офицеров корабля с фотографий начала ХХ века. В третьем зале – Цусимская битва, причем представленная как с нашей, так и с японской стороны. Речь пойдет и о том, что в сравнении с последующими войнами ХХ века эта отличалась благородным отношением противников друг к другу. Дальше – о роли «Авроры» в событиях Первой мировой и революции 1917 года. Конечно, в условиях ее грядущего столетия все это приобретает особое звучание.
– Очень много легенд, домыслов вокруг «Авроры» в 1917 году. Мы делаем упор на факты, научные доказательства, точные свидетельства. Но, как бы то ни было, крейсер стал легендой, знаком поворотного события в истории нашей страны. И это естественно. Поэтому нам никуда не деться от рассказа о жизни «Авроры» после 1917 года, – говорит Надежда Морозова.
Из Центрального военно-морского музея на крейсер переедет панорама штурма Зимнего. Она была выполнена в 1970-х годах и отображает взгляд на культовое событие глазами того времени.
Пятый зал поведает об «Авроре» в Великой Отечественной войне и о том, как боевой корабль стал учебным судном Нахимовского училища. Отдельный раздел посвящен знаменитым гостям крейсера, одного из самых посещаемых мест в Ленинграде, – от Юрия Гагарина до Михаила Горбачева. В шестом зале – рассказ о командирах «Авроры» и о самых важных событиях современности, связанных с нею.
Если в прежней экспозиции было шесть залов, то теперь их девять. В частности, будет воссоздана операционная. Экспонатами помогает Военно-медицинский музей. А представить все предельно точно помогут воспоминания судового врача «Авроры» Владимира Кравченко, который служил на корабле во время Русско-японской войны. Именно здесь он впервые применил для спасения раненых рентгеновский аппарат.
На свою историческую стоянку корабль должен вернуться в начале июля будущего года. У музейных сотрудников останется меньше месяца, чтобы расставить все по своим местам. Дата открытия экспозиции для посетителей уже намечена точно – это 31 июля.
– Будет ажиотаж! – предупреждает Надежда Морозова. – На этот день уже расписаны экскурсии. Есть заявки на весь август, причем не только из нашего города, но и со всей страны. Ведь «Аврора» по сей день – символ северной столицы, такой же, как кораблик Адмиралтейства. Посещение музея предполагается только в составе организованных групп, которые будут ожидать своей очереди в специальном павильоне у трапа.
КСТАТИ
В прежние времена вход на «Аврору» был бесплатным. Увы, теперь о свободном доступе придется забыть. Цена на билет будет такой же, как и в другие филиалы Центрального военно-морского музея. В выходные дни действуют льготные семейные билеты.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.
Комментарии