«Аврора» без секретов

Выставка «Аврора» в истории Отечества» открылась вчера в Центральном военно-морском музее. Она продлится здесь до тех пор, пока мемориальное судно не вернется к стенке Петроградской набережной с Кронштадтского Морского завода, где с осени прошлого года проходит плановый ремонт.

«Аврора» без секретов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– На «Авроре» все идет своим чередом, по плану, без всяких неожиданностей. Когда она вернется? Все зависит от периодичности финансирования, а вы сами понимаете, что в связи с нынешней экономической ситуацией все непросто. Но мы надеемся, что корабль встанет на свое место уже весной 2016 года, – заверил директор ЦВММ Руслан Нехай.

Что касается обновленного музея на «Авроре», то полностью готовы концепция, модель использования корабля, что оказалось самым сложным, и тематико-экспозиционный план. Пока же в трех залах Крюковых казарм показали все, что было на «Авроре», плюс новые экспонаты.

– Крейсер будет представлен как памятник военного кораблестроения и как участник практически всех войн России в ХХ веке, – объясняет куратор выставки старший научный сотрудник ЦВММ Валерий Исин.

Среди экспонатов, никогда прежде не выставлявшихся для широкой публики, – икона Николая Чудотворца. По легенде, ее преподнесли «Авроре» после спуска на воду члены царской фамилии. Икону еще в 1980-х годах передали в музей представители семьи, где она оказалась после революции и затем передавалась из поколения в поколение.

В витринах – артефакты, принадлежавшие офицерам, в разное время служившим на крейсере. И здесь же – японский подарок с изображением броненосца «Микаса». Как известно, оба корабля участвовали в Цусимском сражении в мае 1905 года.

Конечно же, без Октябрьской революции рассказ об «Авроре» был бы неполным. Но и тут акценты сместились – в сторону отказа от мифов.

– А вы знаете, что «Аврора» не была революционным кораблем? – говорит Валерий Исин. – К июлю 1917 года на крейсере было всего 35 большевиков. Больше всего было анархистов и эсеров. Председатель судового комитета Александр Белышев еще в конце 1960-х годов мне рассказывал: 25 октября никакого сигнала к штурму Зимнего они не подавали.

Что же тогда было? «Аврора» находилась в ремонте у стенки Франко-Русского завода (ныне — в составе «Адмиралтейских верфей»), был полностью выгружен боезапас. 25 октября на корабле получили две депеши. Первая – от Временного правительства: немедленно покинуть акваторию Невы. Проигнорировали. Вторая депеша – от Военно-революционного комитета: оставаться на месте и ждать указаний. Подчинились – так решила команда.

Затем, как рассказывал Белышев, получили приказание выйти к Николаевскому (ныне — Благовещенскому) мосту, который был разведен юнкерами Павловского училища. Когда подошли, юнкеров там уже не было. Матросы свели мост, по нему прошли рабочие отряды с Васильевского острова. После этого, по словам Белышева, надо было дать знак, что приказание выполнено. Поэтому и решили выстрелить из носового орудия. Заряд на треть забили порохом, на две трети – войлочными пыжами. И семафором дали сигнал: «Кораблям в акватории Невы усилить бдительность и боеготовность». А то, что этот выстрел стал сигналом к штурму Зимнего, – красивая легенда...

Отдельная страница экспозиции – орудия «Авроры» на защите Ленинграда. На пять дней они помогли задержать наступление немцев со стороны Гатчины. Когда оставшиеся в живых моряки отступали, орудия они взорвали...

– Правда, первоначальные орудия «Авроры», в том числе и то, из которого стреляли 25 октября 1917-го, были утрачены еще во время Гражданской войны, – рассказывает Валерий Исин. – А те, что стоят сегодня, установили во время ремонта 1944 – 1948 годов. Их взяли из арсеналов, и выпущены они были в свое время Обуховским сталелитейным заводом и Пермским артиллерийским заводом. Так что орудия исторические, но, увы, не подлинные «авроровские»...

Что же касается подводной части крейсера: то, что во время предыдущего ремонта ее отделили от корабля и заменили на новую, – чистая правда (и об этом тоже говорится на выставке!). Но иначе было нельзя: за 84 года эксплуатации металл местами превратился в труху. Спасало только то, что вся подводная часть была «зашита» тиковым деревом, кроме того, после войны изнутри выложили армированную цементную подушку... Но со временем она сыграла роковую роль и «подтолкнула» коррозию металла.

Кстати, как рассказал Руслан Нехай, в начале этой недели прошло заседание представителей ЦВММ и фирмы, которая будет заниматься созданием музея на корабле, согласовано техническое задание на дизайн-проект. Деньги на его создание уже выделены в полном объеме.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5397) от 12.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.