«Аврора» без секретов

Выставка «Аврора» в истории Отечества» открылась вчера в Центральном военно-морском музее. Она продлится здесь до тех пор, пока мемориальное судно не вернется к стенке Петроградской набережной с Кронштадтского Морского завода, где с осени прошлого года проходит плановый ремонт.

«Аврора» без секретов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– На «Авроре» все идет своим чередом, по плану, без всяких неожиданностей. Когда она вернется? Все зависит от периодичности финансирования, а вы сами понимаете, что в связи с нынешней экономической ситуацией все непросто. Но мы надеемся, что корабль встанет на свое место уже весной 2016 года, – заверил директор ЦВММ Руслан Нехай.

Что касается обновленного музея на «Авроре», то полностью готовы концепция, модель использования корабля, что оказалось самым сложным, и тематико-экспозиционный план. Пока же в трех залах Крюковых казарм показали все, что было на «Авроре», плюс новые экспонаты.

– Крейсер будет представлен как памятник военного кораблестроения и как участник практически всех войн России в ХХ веке, – объясняет куратор выставки старший научный сотрудник ЦВММ Валерий Исин.

Среди экспонатов, никогда прежде не выставлявшихся для широкой публики, – икона Николая Чудотворца. По легенде, ее преподнесли «Авроре» после спуска на воду члены царской фамилии. Икону еще в 1980-х годах передали в музей представители семьи, где она оказалась после революции и затем передавалась из поколения в поколение.

В витринах – артефакты, принадлежавшие офицерам, в разное время служившим на крейсере. И здесь же – японский подарок с изображением броненосца «Микаса». Как известно, оба корабля участвовали в Цусимском сражении в мае 1905 года.

Конечно же, без Октябрьской революции рассказ об «Авроре» был бы неполным. Но и тут акценты сместились – в сторону отказа от мифов.

– А вы знаете, что «Аврора» не была революционным кораблем? – говорит Валерий Исин. – К июлю 1917 года на крейсере было всего 35 большевиков. Больше всего было анархистов и эсеров. Председатель судового комитета Александр Белышев еще в конце 1960-х годов мне рассказывал: 25 октября никакого сигнала к штурму Зимнего они не подавали.

Что же тогда было? «Аврора» находилась в ремонте у стенки Франко-Русского завода (ныне — в составе «Адмиралтейских верфей»), был полностью выгружен боезапас. 25 октября на корабле получили две депеши. Первая – от Временного правительства: немедленно покинуть акваторию Невы. Проигнорировали. Вторая депеша – от Военно-революционного комитета: оставаться на месте и ждать указаний. Подчинились – так решила команда.

Затем, как рассказывал Белышев, получили приказание выйти к Николаевскому (ныне — Благовещенскому) мосту, который был разведен юнкерами Павловского училища. Когда подошли, юнкеров там уже не было. Матросы свели мост, по нему прошли рабочие отряды с Васильевского острова. После этого, по словам Белышева, надо было дать знак, что приказание выполнено. Поэтому и решили выстрелить из носового орудия. Заряд на треть забили порохом, на две трети – войлочными пыжами. И семафором дали сигнал: «Кораблям в акватории Невы усилить бдительность и боеготовность». А то, что этот выстрел стал сигналом к штурму Зимнего, – красивая легенда...

Отдельная страница экспозиции – орудия «Авроры» на защите Ленинграда. На пять дней они помогли задержать наступление немцев со стороны Гатчины. Когда оставшиеся в живых моряки отступали, орудия они взорвали...

– Правда, первоначальные орудия «Авроры», в том числе и то, из которого стреляли 25 октября 1917-го, были утрачены еще во время Гражданской войны, – рассказывает Валерий Исин. – А те, что стоят сегодня, установили во время ремонта 1944 – 1948 годов. Их взяли из арсеналов, и выпущены они были в свое время Обуховским сталелитейным заводом и Пермским артиллерийским заводом. Так что орудия исторические, но, увы, не подлинные «авроровские»...

Что же касается подводной части крейсера: то, что во время предыдущего ремонта ее отделили от корабля и заменили на новую, – чистая правда (и об этом тоже говорится на выставке!). Но иначе было нельзя: за 84 года эксплуатации металл местами превратился в труху. Спасало только то, что вся подводная часть была «зашита» тиковым деревом, кроме того, после войны изнутри выложили армированную цементную подушку... Но со временем она сыграла роковую роль и «подтолкнула» коррозию металла.

Кстати, как рассказал Руслан Нехай, в начале этой недели прошло заседание представителей ЦВММ и фирмы, которая будет заниматься созданием музея на корабле, согласовано техническое задание на дизайн-проект. Деньги на его создание уже выделены в полном объеме.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5397) от 12.02.2015.


Комментарии