Атом за колючкой

Ленинградская АЭС, которая уже 42 года обеспечивает Северо-Запад электроэнергией, готовит себе смену. По плану, в 2018 году ее первый энергоблок должен быть выведен из эксплуатации. Постепенно уходящие мощности заменит строящаяся по соседству ЛАЭС-2. Первоначально планировалось, что ее первый энергоблок начнет работу в конце 2015-го, но теперь руководство станции сообщило о новом сроке – это середина 2016 года. Энергетики уверяют: никакого сбоя в подаче электричества потребители не почувствуют.

Атом за колючкой | ФОТО пресс-службы холдинга «ТИТАН-2»

ФОТО пресс-службы холдинга «ТИТАН-2»

«Сроки ввода энергоблока определяются постановлением правительства», – напомнил директор ЛАЭС-2 Юрий Галанчук. Сейчас пересматривается инвестпрограмма концерна «Росэнергоатома», где будут учтены новые экономические реалии. «Все будет зависеть от финансирования, которое мы получим, и от потребности региона в электроэнергии».

Очевидно, что теперь брать кредиты в банке дорого, поэтому госкорпорация строит объект в основном на собственные средства.

В Сосновом Бору стройка идет полным ходом. Повсюду – бетонные блоки, арматура, люди в касках. Строят станцию 3,5 тысячи человек, но рабочих рук все равно не хватает: на таком объекте нужны 5 тысяч работников. Скоро все сотрудники станции в буквальном смысле уйдут под землю: они смогут перемещаться по специальным переходам. А перед взором прохожих предстанут лишь аккуратные здания и зеленый газон. Объясняется этот уход в подземелье соображениями безопасности: рядом с энергоблоком людей быть не должно. Таких станций в России больше нет.

ЛАЭС-2 – единственная в мире станция, где одновременно ведутся строительно-монтажные, пусконаладочные работы и отделка. То есть строители идут снизу вверх: строят, шпатлюют, красят, устанавливают оборудование и идут выше – к куполу реактора.

Спешить с вводом в эксплуатацию ЛАЭС-2 энергетики не будут, потому что одновременно на двух площадках в Сосновом Бору может работать не более пяти энергоблоков общей мощностью не свыше 5200 мегаватт в час. Поэтому запуск второго энергоблока ЛАЭС-2 намечен лишь на 2019 год.

«У нас российский проект, и иностранных поставщиков у нас мало, – поясняет Юрий Галанчук. – Поэтому никакие западные санкции нам не помешали. Основной изготовитель реакторной установки – Ижорский завод, парогенераторов – завод им. Орджоникидзе в подмосковном Подольске, турбинной установки с большим комплексом вспомогательных систем и оборудования – «Силовые машины».

Сейчас строители возводят корпуса первого и второго энергоблоков (общее число объектов ввода – 129). Уже готовы две градирни, предназначенные для первого энергоблока. Но в центре внимания – первый энергоблок, которому и предстоит подхватить энергетическую эстафету у старой ЛАЭС.

На первом энергоблоке ЛАЭС-2 уже идет монтаж основного оборудования. Где-то строители и монтажники действуют даже с опережением сроков. Например, сварку циркуляционных трубопроводов удалось выполнить за 108 суток вместо отведенных 140.

В 2011 году, после аварии на стройке, был выбран новый генподрядчик. А после несанкционированного визита руферов в прошлом году (нелегальных «ползунов» по промышленным объектам) стройплощадку обнесли дополнительной колючей проволокой по всему периметру. Сейчас специалисты финского надзорного органа STUK, регулярно бывающие на станции, удовлетворены порядком на объекте.

Мы находимся в сердце будущей станции – в реакторном отделении первого энергоблока. Под огромным бетонным куполом по металлической оси катится исполинский кран. Управляет этой махиной женщина, сидящая в отдельном боксе. Легким движением джойстика она заставляет двигаться громадную машину, способную поднять до 400 тонн груза.

«Ничего сложного в атомной энергетике нет, – делится неожиданной мыслью Юрий Галанчук. – Везде, даже в любых простых вещах, требуется порядок. Тут нужно думать на шаг вперед. Мы придерживаемся всех действующих нормативных документов, как российских, так и международных, ведь Россия – член МАГАТЭ. В результате получается безопасный объект».

Система безопасности на АЭС обходится дорого: на нее идет до 40% затрат на строительство станции. На ЛАЭС-2 будут применены четыре системы безопасности, дублирующие друг друга, устройство локализации расплава активной зоны, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и от парогенератора. А купол реактора настолько прочный, что выдержит падение самолета, ураган, смерч, взрыв и снег. Ни одна из действующих в мире станций не оснащена такой сложной системой по предотвращению всяких неожиданностей.


КСТАТИ

В 2014 году ЛАЭС отпустила в энергосистему более 23,4 млрд киловатт-часов электроэнергии. Напомним, по итогам 2013 года доля станции в региональном объеме генерации составляла 35,4%. Снижение этих показателей в 2013 году было связано с проведением внеплановых работ на первом энергоблоке станции.

Четыре энергоблока ЛАЭС-2 будут вырабатывать не менее 32,8 млрд киловатт-часов электроэнергии в год. Расчетный срок службы станции – 50 лет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5431) от 03.04.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.