Атом за колючкой

Ленинградская АЭС, которая уже 42 года обеспечивает Северо-Запад электроэнергией, готовит себе смену. По плану, в 2018 году ее первый энергоблок должен быть выведен из эксплуатации. Постепенно уходящие мощности заменит строящаяся по соседству ЛАЭС-2. Первоначально планировалось, что ее первый энергоблок начнет работу в конце 2015-го, но теперь руководство станции сообщило о новом сроке – это середина 2016 года. Энергетики уверяют: никакого сбоя в подаче электричества потребители не почувствуют.

Атом за колючкой | ФОТО пресс-службы холдинга «ТИТАН-2»

ФОТО пресс-службы холдинга «ТИТАН-2»

«Сроки ввода энергоблока определяются постановлением правительства», – напомнил директор ЛАЭС-2 Юрий Галанчук. Сейчас пересматривается инвестпрограмма концерна «Росэнергоатома», где будут учтены новые экономические реалии. «Все будет зависеть от финансирования, которое мы получим, и от потребности региона в электроэнергии».

Очевидно, что теперь брать кредиты в банке дорого, поэтому госкорпорация строит объект в основном на собственные средства.

В Сосновом Бору стройка идет полным ходом. Повсюду – бетонные блоки, арматура, люди в касках. Строят станцию 3,5 тысячи человек, но рабочих рук все равно не хватает: на таком объекте нужны 5 тысяч работников. Скоро все сотрудники станции в буквальном смысле уйдут под землю: они смогут перемещаться по специальным переходам. А перед взором прохожих предстанут лишь аккуратные здания и зеленый газон. Объясняется этот уход в подземелье соображениями безопасности: рядом с энергоблоком людей быть не должно. Таких станций в России больше нет.

ЛАЭС-2 – единственная в мире станция, где одновременно ведутся строительно-монтажные, пусконаладочные работы и отделка. То есть строители идут снизу вверх: строят, шпатлюют, красят, устанавливают оборудование и идут выше – к куполу реактора.

Спешить с вводом в эксплуатацию ЛАЭС-2 энергетики не будут, потому что одновременно на двух площадках в Сосновом Бору может работать не более пяти энергоблоков общей мощностью не свыше 5200 мегаватт в час. Поэтому запуск второго энергоблока ЛАЭС-2 намечен лишь на 2019 год.

«У нас российский проект, и иностранных поставщиков у нас мало, – поясняет Юрий Галанчук. – Поэтому никакие западные санкции нам не помешали. Основной изготовитель реакторной установки – Ижорский завод, парогенераторов – завод им. Орджоникидзе в подмосковном Подольске, турбинной установки с большим комплексом вспомогательных систем и оборудования – «Силовые машины».

Сейчас строители возводят корпуса первого и второго энергоблоков (общее число объектов ввода – 129). Уже готовы две градирни, предназначенные для первого энергоблока. Но в центре внимания – первый энергоблок, которому и предстоит подхватить энергетическую эстафету у старой ЛАЭС.

На первом энергоблоке ЛАЭС-2 уже идет монтаж основного оборудования. Где-то строители и монтажники действуют даже с опережением сроков. Например, сварку циркуляционных трубопроводов удалось выполнить за 108 суток вместо отведенных 140.

В 2011 году, после аварии на стройке, был выбран новый генподрядчик. А после несанкционированного визита руферов в прошлом году (нелегальных «ползунов» по промышленным объектам) стройплощадку обнесли дополнительной колючей проволокой по всему периметру. Сейчас специалисты финского надзорного органа STUK, регулярно бывающие на станции, удовлетворены порядком на объекте.

Мы находимся в сердце будущей станции – в реакторном отделении первого энергоблока. Под огромным бетонным куполом по металлической оси катится исполинский кран. Управляет этой махиной женщина, сидящая в отдельном боксе. Легким движением джойстика она заставляет двигаться громадную машину, способную поднять до 400 тонн груза.

«Ничего сложного в атомной энергетике нет, – делится неожиданной мыслью Юрий Галанчук. – Везде, даже в любых простых вещах, требуется порядок. Тут нужно думать на шаг вперед. Мы придерживаемся всех действующих нормативных документов, как российских, так и международных, ведь Россия – член МАГАТЭ. В результате получается безопасный объект».

Система безопасности на АЭС обходится дорого: на нее идет до 40% затрат на строительство станции. На ЛАЭС-2 будут применены четыре системы безопасности, дублирующие друг друга, устройство локализации расплава активной зоны, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и от парогенератора. А купол реактора настолько прочный, что выдержит падение самолета, ураган, смерч, взрыв и снег. Ни одна из действующих в мире станций не оснащена такой сложной системой по предотвращению всяких неожиданностей.


КСТАТИ

В 2014 году ЛАЭС отпустила в энергосистему более 23,4 млрд киловатт-часов электроэнергии. Напомним, по итогам 2013 года доля станции в региональном объеме генерации составляла 35,4%. Снижение этих показателей в 2013 году было связано с проведением внеплановых работ на первом энергоблоке станции.

Четыре энергоблока ЛАЭС-2 будут вырабатывать не менее 32,8 млрд киловатт-часов электроэнергии в год. Расчетный срок службы станции – 50 лет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5431) от 03.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.