Атом за колючкой

Ленинградская АЭС, которая уже 42 года обеспечивает Северо-Запад электроэнергией, готовит себе смену. По плану, в 2018 году ее первый энергоблок должен быть выведен из эксплуатации. Постепенно уходящие мощности заменит строящаяся по соседству ЛАЭС-2. Первоначально планировалось, что ее первый энергоблок начнет работу в конце 2015-го, но теперь руководство станции сообщило о новом сроке – это середина 2016 года. Энергетики уверяют: никакого сбоя в подаче электричества потребители не почувствуют.

Атом за колючкой | ФОТО пресс-службы холдинга «ТИТАН-2»

ФОТО пресс-службы холдинга «ТИТАН-2»

«Сроки ввода энергоблока определяются постановлением правительства», – напомнил директор ЛАЭС-2 Юрий Галанчук. Сейчас пересматривается инвестпрограмма концерна «Росэнергоатома», где будут учтены новые экономические реалии. «Все будет зависеть от финансирования, которое мы получим, и от потребности региона в электроэнергии».

Очевидно, что теперь брать кредиты в банке дорого, поэтому госкорпорация строит объект в основном на собственные средства.

В Сосновом Бору стройка идет полным ходом. Повсюду – бетонные блоки, арматура, люди в касках. Строят станцию 3,5 тысячи человек, но рабочих рук все равно не хватает: на таком объекте нужны 5 тысяч работников. Скоро все сотрудники станции в буквальном смысле уйдут под землю: они смогут перемещаться по специальным переходам. А перед взором прохожих предстанут лишь аккуратные здания и зеленый газон. Объясняется этот уход в подземелье соображениями безопасности: рядом с энергоблоком людей быть не должно. Таких станций в России больше нет.

ЛАЭС-2 – единственная в мире станция, где одновременно ведутся строительно-монтажные, пусконаладочные работы и отделка. То есть строители идут снизу вверх: строят, шпатлюют, красят, устанавливают оборудование и идут выше – к куполу реактора.

Спешить с вводом в эксплуатацию ЛАЭС-2 энергетики не будут, потому что одновременно на двух площадках в Сосновом Бору может работать не более пяти энергоблоков общей мощностью не свыше 5200 мегаватт в час. Поэтому запуск второго энергоблока ЛАЭС-2 намечен лишь на 2019 год.

«У нас российский проект, и иностранных поставщиков у нас мало, – поясняет Юрий Галанчук. – Поэтому никакие западные санкции нам не помешали. Основной изготовитель реакторной установки – Ижорский завод, парогенераторов – завод им. Орджоникидзе в подмосковном Подольске, турбинной установки с большим комплексом вспомогательных систем и оборудования – «Силовые машины».

Сейчас строители возводят корпуса первого и второго энергоблоков (общее число объектов ввода – 129). Уже готовы две градирни, предназначенные для первого энергоблока. Но в центре внимания – первый энергоблок, которому и предстоит подхватить энергетическую эстафету у старой ЛАЭС.

На первом энергоблоке ЛАЭС-2 уже идет монтаж основного оборудования. Где-то строители и монтажники действуют даже с опережением сроков. Например, сварку циркуляционных трубопроводов удалось выполнить за 108 суток вместо отведенных 140.

В 2011 году, после аварии на стройке, был выбран новый генподрядчик. А после несанкционированного визита руферов в прошлом году (нелегальных «ползунов» по промышленным объектам) стройплощадку обнесли дополнительной колючей проволокой по всему периметру. Сейчас специалисты финского надзорного органа STUK, регулярно бывающие на станции, удовлетворены порядком на объекте.

Мы находимся в сердце будущей станции – в реакторном отделении первого энергоблока. Под огромным бетонным куполом по металлической оси катится исполинский кран. Управляет этой махиной женщина, сидящая в отдельном боксе. Легким движением джойстика она заставляет двигаться громадную машину, способную поднять до 400 тонн груза.

«Ничего сложного в атомной энергетике нет, – делится неожиданной мыслью Юрий Галанчук. – Везде, даже в любых простых вещах, требуется порядок. Тут нужно думать на шаг вперед. Мы придерживаемся всех действующих нормативных документов, как российских, так и международных, ведь Россия – член МАГАТЭ. В результате получается безопасный объект».

Система безопасности на АЭС обходится дорого: на нее идет до 40% затрат на строительство станции. На ЛАЭС-2 будут применены четыре системы безопасности, дублирующие друг друга, устройство локализации расплава активной зоны, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и от парогенератора. А купол реактора настолько прочный, что выдержит падение самолета, ураган, смерч, взрыв и снег. Ни одна из действующих в мире станций не оснащена такой сложной системой по предотвращению всяких неожиданностей.


КСТАТИ

В 2014 году ЛАЭС отпустила в энергосистему более 23,4 млрд киловатт-часов электроэнергии. Напомним, по итогам 2013 года доля станции в региональном объеме генерации составляла 35,4%. Снижение этих показателей в 2013 году было связано с проведением внеплановых работ на первом энергоблоке станции.

Четыре энергоблока ЛАЭС-2 будут вырабатывать не менее 32,8 млрд киловатт-часов электроэнергии в год. Расчетный срок службы станции – 50 лет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5431) от 03.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.