Граффити в Петербурге. Искусство или безобразие?

Граффити, росписи, постеры постоянно появляются на стенах петербургских домов. Стала очевидной конфликтность ситуации: активность уличных художников сталкивается с энергичными действиями коммунальных служб, которые закрашивают и удаляют эти произведения.

Граффити в Петербурге. Искусство или безобразие? | Это граффити украшает жалюзи на улице Жуковского. Автор признается в любви к Петербургу. Он его любит так. А вы? ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Это граффити украшает жалюзи на улице Жуковского. Автор признается в любви к Петербургу. Он его любит так. А вы? ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

По одну строну баррикад - уличные художники и другие активисты, эксперты в области стрит-арта, а также некоторые депутаты петербургского ЗакСа, которые убеждены, что с помощью правового регулирования можно легализовать разукрашивание стен и брандмауэров. По другую - чиновники, прежде всего представители КГА, которые считают, что такие художества вредят облику исторического центра Петербурга. Не случайно давно отменены все конкурсы на эскизы росписей брандмауэров и прекращены поиски мест для таких росписей, свободные от кгиоповских ограничений.

Противниками расписывания любой плоскости, свободной от окон и дверей, особенно в историческом центре Петербурга, являются многие горожане. Они считают, что легализация росписей рано или поздно приведет к их массовому распространению и убьет ценимый всеми строгий облик умышленного города на берегах Невы.

Противостояние четко проявилось в новогодние праздники. Умилительные отзывы в соцсетях вызвала очередная акция Ульяны Полоз, которая наклеила в заложенный проем окна дома на улице Чехова постер собственного производства - копию картины Пабло Пикассо «Портрет поэта Сабартеса». Коммунальные службы быстро удалили «с поля» не очень известного уличной публике поэта. Еще больший резонанс вызвало новогоднее граффити художника Паши Каса, сделанное в заложенном дверном проеме на Суворовском проспекте. После того как коммунальщики его закрасили, граждане «реставрировали» картинку, монетами соскабливая краску.

Кто прав в этом противостоянии и к чему оно может привести? Попробуем разобраться, выслушав разные стороны. По словам Дмитрия Пиликина, эксперта по стрит-арту, «феномен граффити - быстрого рисунка, состоящего из букв, как желание городских банд обозначить свою территорию, появился на Западе в начале 1970-х годов. Довольно быстро граффити превращается в личный знак, смысл которого - заявить «я есть, я существую, этот город принадлежит и мне тоже». Стрит-арт - явление нового порядка, направленное на широкий круг зрителей, обращенное к ним и требующее диалога. Это сообщение, которое учитывает историю, урбанистический ландшафт и локальные городские мифы. Выбранное художником место чаще всего связано с идеей его работы».

Летний бум уличного искусства, который был связан с ЧМ-2018 по футболу, появлением портретов Станислава Черчесова и их переписыванием, освещался в интернет-версии «Санкт-Петербургских ведомостей». Тогда, уловив настроения общества, депутаты ЗакСа подготовили проект закона, назовем его условно «об уличном искусстве».

Как сообщил нам Пиликин, который осенью участвовал в обсуждении законопроекта, текст состоит буквально из нескольких пунктов. Уличное искусство приравнивается к малым архитектурным формам и рекламе. Местами размещения указываются «заборы, ограждения и другие поверхности». Предполагается предварительное согласование всех уличных работ по стандартной схеме и административная ответственность за нарушения.

Пиликин убежден, что закон в таком виде - это утопия. Попытки регулировать стрит-арт бессмысленны, поскольку это неотъемлемая часть урбанистической культуры, своеобразный маркер развития гражданского общества, даже если кому-то в силу возраста и личного опыта это искусство кажется неприемлемым.

Тем не менее эксперт считает хорошей новостью появление такой законодательной инициативы. Поскольку само обращение к данной теме означает, что законодательная власть начинает формировать свою позицию на пути к пониманию того, что в мире называется «искусство в общественном пространстве». А это целый комплекс, включающий помимо уличного искусства городской дизайн, благоустройство, инициативы населения и многое другое. Однако, по словам эксперта, это не тот вопрос, который можно решить раз и навсегда, он требует постоянного мониторинга и профессиональной экспертизы.

Из этого комментария следуют как минимум два вывода. Первый - уличные художники не намерены следовать букве закона, даже если он появится в ближайшее время. Ничего они согласовывать не пойдут. Потому что это долго и муторно, но главное - по принципиальным соображениям: «я - художник и свободен в своем высказывании». Даже если оно просуществует всего час. Благоустроительные рисунки на трансформаторных будках, одобренные муниципалами, что называется, из другой оперы.

Второй вывод - проблема профессиональной оценки уличного искусства. Пиликин напомнил, что граффити Паши Каса с профилем Даниила Хармса на стене дома, где расположена мемориальная квартира писателя, в прошлом году вызвало бурные споры и было оставлено по требованию группы горожан, подписавших письмо в защиту. Новая работа Паши, посвященная ожиданию Нового года, которая появилась на месте заложенной двери на Суворовском проспекте, была тут же замазана. Что вызвало негодование горожан, которым эта работа понравилась.

По словам Пиликина, работы Ульяны Полоз, в частности, на улице Чехова, показывают, что уличное искусство стало популярным, им занимаются не только уличные художники, но и дизайнеры.

«Это не авторские работы, а просто фрагменты классических произведений живописи, которые она внедряет в городскую среду, где они отлично вписываются в богатую структуру по-разному окрашенных стен домов. Ее работы имеют небольшой формат и никому не мешают, они только делают петербургские стены более артистическими и, если угодно, «венецианскими».

Иное мнение у петербургского художника Александра Флоренского: «Идиотская мода расписывать свободные стены на зданиях пришла к нам из западных, в основном небольших, городов, где такие «художества» меня сильно раздражают. В Петербурге почему-то многие считают, что раскраска лучше, чем «пустота». Народная поп-культура порождает картинки в духе «миллион, миллион алых роз». Между тем город стареет органично, и это должно быть видно на его стенах. Когда езжу в электричке, то граффити на стенах, заборах и прочих ограждениях напоминают мне выражение «усердие не по разуму». Усидчивые, терпеливые, бескорыстные люди портят Петербург. Даже примитивные изображения ругательств, которыми разукрашивали заборы в советские времена, были органичнее, чем современные многодельные многоцветные граффити. На мой взгляд, тактичные небольшого размера рисунки возможны в промзонах на заброшенных индустриальных объектах. В таком примерно месте работает московская художница Ксения Туренко, мне симпатичны ее изображения лисичек...».

Подведем некоторые итоги, понимая, что они не являются истиной в последней инстанции. Уличное искусство пока останется вне закона. Можно войти в историю современного искусства, тот же Паша Кас уже там с его прежними росписями.

А теперь предположим на минуту, что власть «отпустит вожжи» и проявит снисходительность к уличному искусству. Без профессиональной оценки, признаваемой если не всеми, то большинством горожан, петербургские стены мгновенно покроются плотными следами от спреев. И каждый автор будет говорить, что «право имеет».

#граффити #искусство #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6369) от 30.01.2019 под заголовком «Art или безобразие?».


Комментарии