Архитектурное наследие или новые мосты: что ждет Фарфоровский пост в будущем?
Здание станции расположено в Невском районе, станционный поселок — во Фрунзенском./ФОТО АВТОРА
«Прочитала в соцсетях информацию о печальной судьбе Фарфоровского поста. Люди обсуждают возможный снос его исторических зданий, сочувствуют тем, кто пока еще живет в этих домах с видовыми квартирами. Но, как видно, приверженцам строительства нового моста, которому мешает историческая застройка, нет дела до тех, кого приносят в жертву…»
М. М. КОНДРАТЬЕВА, Гражданка
Вместо обсуждений лучше было бы «в лоб» спросить: правда ли это? Нет, не правда. Похоже, автор невольной «пули» в соцсети просто перепутал Фарфоровский пост и несколько домов на проспекте Обуховской Обороны, которые действительно будут снесены ради будущего Большого Смоленского моста. Тамошние квартиры — например, в доме 48 — с некоторой натяжкой можно назвать видовыми, то есть часть окон выходит в сторону Невы. Но «видят» они лишь Новобезымянный переулок, состоящий из остова давно расселенного дома и шиномонтажной мастерской, которые, разумеется, тоже идут под снос.
Фарфоровский пост от Невы далеко: при одноименной железнодорожной станции. Это старый поселок — оазис из застройки отчасти дореволюционной, отчасти довоенной, которая зажата между платформой и советскими панельками Купчина: краснокирпичные двухэтажки конца XIX — начала XX века, несколько деревянных двухэтажных домов 1920‑х годов и четырехэтажные довоенные «сталинки». Всего без малого три десятка домиков.
Еще здесь есть «свой» подземный переход, который ведет из поселка под путями к зданию станции и — на территорию Сортировочной. Был и надземный пешеходный переход, но часть его, некогда начинавшаяся в поселке, демонтирована. Теперь им могут пользоваться только те, кто пешком перебирается к станции Фарфоровская со стороны Невского района. Вид из окон — на любителя. Тому, кто с восторгом глядит на проносящиеся мимо «Сапсаны» и «Ласточки», явно понравится. Ну и атмосфера старинного поселка железнодорожников, признаться, завораживает. Что касается быта…
Учитывая срок службы домов и их состояние (стены деревянных двухэтажек тронуты гнилью), дела обстоят не так худо, как можно было ожидать. Во всяком случае кровля, как и система водостоков, имеет явные следы ремонта. А по улочке (которая, собственно, и называется Фарфоровским постом) ездит тракторок, сгребает снег.
В общем, царит несколько обветшавшая благость. Причем город даже планирует капитально ремонтировать деревянные дома 1929 года. К примеру, в наступившем году будут менять системы жизнеобеспечения в доме № 64, который уже давно просится… под полную реконструкцию с расселением.
Рядом с поселком — мост. Точнее, не мост, а Цимбалинский путепровод. Долгие годы проезд по нему был ограничен из‑за ветхости объекта. Путепровод долго жил в ожидании реконструкции. Теперь, когда она в разгаре, видно, чьи именно интересы затронуты, чей комфорт под угрозой. Это жители ближайшего к путепроводу дома № 34 — четырехэтажки, построенной в 1933 году. Строительный забор, ограждающий территорию реконструкции, поставлен в полутора метрах от его стены. Благо, что это брандмауэр. Однако в любом случае жителям углового парадного не позавидуешь. Состояние дома далеко не идеально, однако Фонд капремонта уже заявил, что все работы, запланированные в доме на 2025 год, будут произведены позже — в 2026‑м или в 2027‑м. Отчасти это решение объясняют тем, что до завершения реконструкции путепровода делать что‑либо не имеет смысла. Речь идет о замене систем водоснабжения и водоотведения.
Состояние прочих зданий, как говорится, «по сроку службы»: зыбкость, следы увлажнений на стенах, неравномерная осадка, диагональные трещины… Таков он — Фарфоровский пост.
Примерно два месяца назад распоряжением КГИОП часть поселка (здание самой станции и шесть краснокирпичных дореволюционных домиков) была признана объектом культурного наследия регионального значения, достопримечательным местом. Это дома по адресам: Фарфоровский пост, 40, 44, 46, 48, 52 и 54. Предмет охраны — сами строения и, как сказано в тексте распоряжения, «архитектурно-пространственные особенности застройки, включающие главную композиционную ось, сформированную железнодорожными путями».
Если у города нет планов сноса прочих зданий, то уж этих — и подавно. Справедливости ради стоит отметить, что внешне здания-памятники выглядят значительно привлекательнее остальных. А вот внутри все та же печальная картина с зыбкостью и осадкой…
Особые опасения внушает дом № 46. Его двухэтажную стену пересекает крайне неприятная трещина. А строительные конструкции домов 40, 48 и 54, которые расположены ближе других к рельсам, по заказу ОЖД специально обследовали, чтобы понять, перенесут ли они предстоящую прокладку дополнительных путей, задуманную железнодорожниками. О результатах обследования известно мало. Однако, судя по ведомостям технического состояния домов, фундаменты и перекрытия чувствуют себя «на троечку».
Вообще‑то спор специалистов про снос/не снос был. Но он касался не столько жилых домов Фарфоровского поста, сколько самого исторического здания вокзала. О результатах этого спора «Санкт-Петербургские ведомости» рассказали 3 декабря минувшего года в публикации «Фарфоровский пост могут подвинуть». Именно так. Вокзал находится прямо на пути новой железнодорожной трассы, так что ныне специалисты рассматривают три варианта: проложить участок пути под землей (и под зданием станции), обустроить переезд над станцией, передвинуть здание (а, возможно, и не только его) на несколько метров. Все три варианта, как видно, в достаточной мере экзотичные и недешевые. Выбор еще не сделан.
Читайте также:
Высокий стандарт для мусора. Главгосэкспертиза разрешила строительство КПО «Острoвский»
В Северной столице обсудили развитие капитального ремонта
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7824) от 13.01.2025 под заголовком «Мой адрес: Фарфоровский пост».
Комментарии