Архитектура и скульптура Петроградской стороны: маршрут по Троицкой площади

В самой старой части Петербурга, рядом с Троицкой площадью Петроградской стороны, сложился интересный ансамбль архитектуры и городской скульптуры ХХ — XXI веков. Некоторые объекты хорошо известны, другие — загадочны. Маршрут короткий и не будет утомительным даже для начинающего любителя истории Северной столицы.

Архитектура и скульптура Петроградской стороны: маршрут по Троицкой площади | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Первая остановка — у здания по Кронверкскому проспекту, 5, которое занимает Морской технический университет. В дневное время здесь можно зайти во двор и увидеть необычную деревянную скульптуру. Это главный фрагмент композиции «Дерево свободы», которая была в 1929 году вырезана смоленским скульптором-самоучкой Александром Соловьевым из цельного ствола дуба и установлена в Михайловском саду. В духе того времени композиция отражала борьбу народа с крепостным гнетом.

Четверть века назад при реставрации сада по состоянию на начало XIX века скульптуру как не имеющую музейной ценности убрали. Позже она была разделена на три части, оказывалась в разных организациях, и вот в итоге верхняя часть нашла приют в университете. По источникам, два других фрагмента «Дерева» сохранились. Сейчас идут переговоры, где их можно установить вместе при понимании, что скульптуре почти 100 лет и она нуждается в теплом сухом помещении.

Соседнее здание, где находится Музей политической истории России, принято называть особняком Кшесинской. Бурный ХХ век сделал это место и музеем архитектуры. Собственно, особняк балерины Матильды Кшесинской — иконы стиля модерн был построен в 1904 – 1906 годах по проекту Александра фон Гогена. Не все его интерьеры сохранились, но уцелело главное — парадная анфилада: вестибюль, аванзал, большой зал и зимний сад. В 1910 году рядом появился особняк лесопромышленника Василия Бранта, построенный Романом Мельцером на стыке модерна и неоклассицизма. Его интерьерам повезло меньше — до наших дней дошли только парадный вестибюль, лестница и дубовый зал.

По легенде, Кшесинскую и Бранта связывали романтические отношения, поэтому промышленник построил себе жилище поблизости от ее дома. На самом деле после открытия в 1903 году Троицкого моста эта часть столицы стала бурно развиваться как престижное место для жизни. И чем ближе к Неве, тем престижнее. Но то, что эти два персонажа были знакомы, неоспоримо.

В часы работы музея открываются изящные мельцеровские ворота и можно зайти во дворик брантовского особняка. Первое, что бросается в глаза, — сводчатый остекленный навес над парадной дверью. Под ним, точно напротив двери, находится бронзовый романтический горельеф «Приветствие». Как установили исследователи, эта работа скульп­тора Генриха Герхарда относится к 1893 году, то есть создана задолго до строительства особняка, но Брант нашел ей правильное применение. Считается, что это изображение родителей самого Бранта, хотя это предположение не находит документального подтверждения. Судя по автографу, Герхарду принадлежит и горельеф «Архангел Михаил», расположенный под аркой. Что касается находящихся на стенах во дворике пяти рельефов с изображениями лошадей и женских фигур с факелом в руке, едущих на колеснице, то здесь специалисты осторожны и авторства не называют. Античные сюжеты, скорее всего, дань архитектуре неоклассицизма.

Петроградская1_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

В 1955 году Музей революции получил оба особняка. Проект их приспособления поручили Николаю Надежину, тогда 26‑летнему архитектору, недавнему выпускнику ЛИСИ. Дело невиданное по тем временам, да и теперь тоже.

Надежин изящно встроил между двумя особняками двухэтажный корпус, облицованный камнем. С одной стороны, он получился неприметным, а с другой — представительным, что отвечало функции музея. Это удачное решение было особенно заметно, когда в этом корпусе находился главный вход в музей. Кстати, Надежин вошел в историю ленинградской архитектуры девятиэтажными кирпичным жилыми домами. Проект был создан как экспериментальный для жилищного кооператива на проспекте Тореза, 90. Затем ­повторялся почти 300 раз и получил название «Точка Надежина».

Этот главный вход в музей существовал до начала 2010-х годов. Но острая потребность в дополнительных площадях заставила построить стеклянный атриум во дворе особняка Кшесинской, который стал входом для посетителей. Атриум не виден снаружи, и это основное достоинство постройки. Кроме кассы там находятся музейный магазин и кафе. Иногда проводятся небольшие выставки.

Перейдя улицу Куйбышева и двигаясь вдоль восточной стороны Троицкой площади, мы попадаем в своеобразный музей скульптуры. Эпиграфом служит бронзовая модель Троицкой церкви, построенной на этом месте Петром I в 1709 году. Многовато пафоса, но важно напоминание о первом храме Петербурга.

Если пройти еще несколько десятков метров, то между зданием ЛенНИИпроекта и Домом политкаторжан будет проход в сквер Товстоногова, названный в честь руководителя БДТ. Вдоль дорожки, которая ведет к памятнику знаменитому театральному режиссеру, можно увидеть серию из семи декоративных скульптур Армена Гаспаряна «Путь Петра» — история жизни основателя Петербурга в бронзе. 

Петроградская3_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Скульптуры были установлены год назад, собрали много положительных отзывов. На мой взгляд, самая удачная — «Парадиз». В двух ладонях находится модель Петропавловского собора — главного здания города, который царь мечтал сделать земным раем.

Петроградская4_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения Георгия Товстоногова. Памятник, созданный скульптором Иваном Корнеевым, был открыт в 2010 году. Автор отказался от использования известных фотографий режиссера. Его Товстоногов только что вышел из дома на Петровской набережной, где живет, и остановился на секунду, обдумывая будущий спектакль.

Петроградская5_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Почти симметрично относительно Домика Петра I находится другой памятник — художнику Анд­рею Мыльникову скульптора Валентина Свешникова. Живописцу с кистью в руке явно не хватает пространства, даже на невысоком постаменте он подпирает кроны деревьев. Но густая зелень в летний сезон нужна рядом с Петровской набережной, где велик автомобильный поток.

Петроградская6_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Финальная точка маршрута остается на выбор путешественнику — бюст Петра I, установленный в 1875 году, по модели XVIII века Николя-Франсуа Жилле, или памятник морякам и создателям флота России работы Михаила Аникушина, открытый в 1996 году.

Читайте также:

Ахилл среди дочерей Ликомеда. Какие тайны хранят Салтыковский сад и Строгановский парк?

Исчезнувшие миниатюры: кто и зачем создаёт мифические маршруты по Петроградской стороне


#Петроградская сторона #парки и скверы #памятники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (8011) от 10.10.2025 под заголовком «Парадиз из бронзы и дерева».


Комментарии