Архитекторы сверяют шаг
В Мраморном зале Российского этнографического музея открылась пятая биеннале «Архитектура Петербурга». В этом году она посвящена 15-летию ОАМ (Объединение архитектурных мастерских) – профессиональному сообществу 18 ведущих петербургских бюро.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Мастерские по-разному представляют себя. Евгений Герасимов показывает только построенные здания, в частности, жилой дом на ул. Победы, 5. Евгений Подгорнов – только проекты, например, яхт-клуб на наб. Мартынова, 92.
Владимир Григорьев и Сергей Орешкин демонстрируют конкурсные проекты застройки квартала по ул. Короленко, 5, в неоэклектике и неоконструктивизме.
Александр Викторов ограничился одним проектом – концепцией застройки намыва западнее Васильевского острова. Никита Явейн развернул панораму своей деятельности в Петербурге и Казахстане. Из его петербургских проектов внимание зрителей наверняка привлечет реконструкция Кадетского корпуса на одноименной линии В. О. Там будут снесены поздние постройки, воссоздан трехэтажный флигель для учебного театра СПбГУ. При этом проект не предполагает застройку футбольного поля, где состоялся первый матч в России.
Биеннале показывает, как петербургские архитекторы выходят на западный рынок. Представлены конкурсные проекты Музея Гуггенхайма в Хельсинки. Один разработан в мастерской «Юрий Земцов – Михаил Кондиайн» и отсылает к идеям проекта музея в Нью-Йорке, созданного Фрэнком Ллойдом Райтом. Другой – сотрудниками бюро Феликса Буянова и напоминает музей современного искусства Захи Хадид, построенный в Риме.
Буянов создал заказной проект круглогодичного горного курорта в Абруццо в Италии. Ретроспективная часть выставки содержит почти 200 проектов. Выделим три здания, которые в свое время вызвали бурные дискуссии. 2000 год – «Атриум» на Невском пр., 25, Никиты Явейна. 2005-й – «Опера» на Казанской ул., 3, Марка Рейнберга – Андрея Шарова. 2009-й – «Финансист» на 27-й линии, д. 16, Евгения Герасимова.
Концепция биеннале, построенная на юбилее ОАМ, имеет свои плюсы и минусы. Выставка избавилась от прежней перегруженности и пестроты. На ней показаны работы последних двух лет, созданные в 15 мастерских, входящих в ОАМ, а также избранное за 2000 – 2014 годы. Но, показывая лучшее, биеннале 2015 года сужает представление об архитектурном процессе в Петербурге. В этом процессе помимо «оамовцев» участвуют и другие проектировщики. Они работают для массового строительства, которое формирует городскую среду за пределами исторического центра.
Биеннале «Архитектура Петербурга» продлится по 20 апреля, в эти дни состоятся лекции и «круглые столы» по урбанистике, по сохранению наследия, по проблемам взаимодействия архитекторов и общественности, а также кинопоказы по истории архитектуры ХХ века.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ГРИГОРЬЕВ, председатель КГА – главный архитектор Петербурга:
– На биеннале показана интересная архитектура, созданная профессионалами, которые неравнодушны к Петербургу, понимают и уважают его традиции. Они вынесли свой труд на суд широкого зрителя, это важный элемент гражданского общества.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (5440) от 16.04.2015.
Комментарии