Архитекторы попали в девятку

Главное архитектурное событие Петербурга 2017 года происходит в манеже Конюшенного ведомства. В минувшую пятницу там открылась выставка проектов — участников конкурса на концепцию музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».

Архитекторы попали в девятку | ФОТО Евгения СТЕПАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Евгения СТЕПАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Конкурс был объявлен КГА в мае, для участия были приглашены девять архитектурных бюро из России, Германии, Норвегии и Финляндии. Задача для участников — создать на Смольной набережной недалеко от Смольного собора новое общественное пространство, состоящее из музея, института памяти (научно-исследовательский и образовательный центр), библиотеки и фондохранилища. Общая площадь комплекса — 25 тысяч кв. метров, из них 9,5 тысячи доступно для публики. Максимальная высота зданий — 25 метров.

На сегодня еще не определен статус комплекса, так же как и концепция его музейной части. Наиболее часто звучащий вариант — это будет новая площадка Музея обороны и блокады Ленинграда. При этом нынешние исторические залы музея в Соляном городке останутся за ним, там должна разместиться экспозиция об истории самого музея, который открылся в 1944 году, был разгромлен в 1949-м и возрожден через 40 лет.

В пользу этой версии говорит тот факт, что выставку конкурсных проектов первоначально планировали показать именно в Соляном городке, но из-за скромности площадей перенесли в манеж Конюшенного ведомства, который принадлежит Музею истории Петербурга. Кстати, выставка больших картин продолжает работу одновременно с выставкой архитектурных проектов. Планшеты, конечно, мешают рассматривать полотна, зато публика получает возможность увидеть две выставки, да еще бесплатно.

Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, выступая на вернисаже, заметил, что жюри предстоит трудный выбор: проекты разные, все интересны и отвечают программе и условиям конкурса.

Самый краткий путеводитель по выставке, если двигаться вдоль проектов по часовой стрелке, выглядит так. Мастерская Михаила Мамошина (СПб) предложила здание, напоминающее круглую крепость или форт (на снимке). В стенах — 872 окна по числу блокадных дней, здание обрамляет аркада из 29 колонн по числу блокадных месяцев. В центре здания — крытый атриум с обелиском-метрономом.

Проект бюро Lahdelma&Malamaki (Финляндия) под названием «Реквием» представляет собой здание в форме спирали как символа человеческого духа. Она начинается над поверхностью земли и постепенно расширяется в подземном пространстве, внизу самый большой зал для постоянной экспозиции.

Главная идея проекта «Студии 44» Никиты Явейна (СПб) «Выстоявший город» — круглое пространство внутри холма с мультимедийной стеной про 872 блокадных дня, из которой вырастают 8 объемов, посвященных разным сторонам жизни города, — от нормы хлеба до науки.

Бюро «Земцов-Кондиайн» (СПб) предложило образ мощной твердыни, которая вырывается из блокадного кольца. Проектный институт «Арена» (Москва) — здание в форме куба, стоящего за белыми стенами, которые образуют круг. Бюро Томаса Херцога (Германия) видит новый музей в виде пирамиды, поставленной основанием вверх.

Идея бюро «Снюхетта» (Норвегия) заложено в названии проекта «Навстречу свету». Музей расположен в отдельном самом большом здании с небольшими окнами, где зрителю предлагается совершить путешествие снизу вверх по всем блокадным дням.

Проект бюро «А.Лен» Сергея Орешкина (СПб) с большой открытой музейной площадкой на крыше напоминает здание Оперы в Осло, спроектированного, кстати, «Снюхеттой». Наконец, проект бюро Олега Романова (СПб) — это соединение нескольких кубических объемов в эстетике ленинградского конструктивизма с открытым пространством-мемориалом «900 дней» в центре.

В кулуарах после открытия говорили, что фаворитами являются Земцов, Мамошин и Явейн. Многое будет зависеть от того, чей проект окажется дешевле и быстрее в реализации. По источникам, на такой комплекс потребуется порядка 5 млрд рублей. И еще надо построить его к 75-летию освобождения Ленинграда от блокады, то есть к началу 2019 года. Многим этот срок представляется нереальным.

Одним из первых посетителей выставки стал Иван Уралов, профессор СПбГУ, с 1994-го по 2004 год — главный художник Петербурга. По его мнению, представленные проекты не содержат новаторских идей, при этом эксплуатируют устаревшие приемы, характерные для монументализма рубежа 60 — 70-х годов прошлого столетия. В панораме Смольной набережной насыпные курганы и брутальные кубистические объемы выглядят немасштабно и чужеродно. Тема блокады требует более проникновенного и скромного воплощения, дабы музей не был причислен горожанами к затратным проектам вроде стадиона на Крестовском острове и «Лахта-центра». Следовало бы изначально провести открытый конкурс на концепцию, идею музея. Ведь табличка на Невском «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» действует на сознание неизмеримо сильнее, чем любой из представленных зиккуратов. И еще: не разумнее ли провести «рокировку» территорий, приблизить к Смольному комплекс зданий Верховного суда, а на пр. Добролюбова на месте бывшего ГИПха разместить в парковой зоне новый музей.

Выставка будет открыта по 10 сентября, кроме 7 и 8 сентября, когда в зале будет работать жюри. Оно назовет победителя 8 сентября, будет учтено и мнение зрителей. Высказать свои предпочтения можно как на выставке, так и на сайте КГА.

#архитектура #музей #история

Комментарии