Архитектор рассказал о «доме трехэтажных квартир» в Петербурге
Некоторое время назад наша газета опубликовала серию материалов об истории строительства в 1970 – 1980-е годы жилых домов по индивидуальным проектам. Недавно на улице Маршала Тухачевского, 31, открылся после реконструкции центр чтения «Шкаф». Сорок лет назад эта библиотека проектировалась в комплексе с жилым зданием, которое известно как «дом трехэтажных квартир»... Мы продолжили сериал, поговорив с архитектором Святославом ГАЙКОВИЧЕМ, одним из авторов проекта дома.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Как возникла трехэтажность?
– На закате социализма власти озаботились строительством жилья для молодых рабочих. Завод «Красный Выборжец» получил участок на улице Маршала Тухачевского, 31. Градостроительная ситуация требовала разместить дом торцом к улице. Причем заводу нужны были только однокомнатные квартиры, чтобы переселить людей из общежитий. Но одна сторона дома – северная, нормам инсоляции обычные квартиры там не могли отвечать.
– И вам предложили найти выход?
– Индивидуальный проект поручили мастерской № 4 «Ленпроекта» во главе с Георгием Васильевым, где трудились Олег Фронтинский, светлой памяти, ушедший в этом году, я и помогавшая нам Виктория Верюжская. Мы придумали вариант, когда все комнаты выходят на юг, а все кухни – на север.
– Каким образом?
– По северной стороне каждого нечетного этажа идет коридор, куда выходят двери квартир. На четных этажах на север выходят кухни. В этой схеме получались два вида квартир. В одном сначала попадаете в прихожую, откуда поднимаетесь наверх в жилую комнату с лоджией, затем еще выше – в кухню. В другом виде спускаетесь из прихожей в комнату, а потом еще ниже – в кухню. В переходах разместились санитарные узлы и кладовка.
В доме около 200 квартир. К радости трудящихся, квартиры получились около 40 кв. метров, что было больше разрешенных тогда 36 кв. метров. Кухня – около 8 кв. метров, комната – около 20. Дом кирпичный высотой 16 этажей.
– Кирпич – это же очень дорого?
– Экономика развитого социализма была делом загадочным. Не берусь о ней рассуждать. Но индивидуальные проекты были кирпичными.
– Использовались ли стандартные детали?
– Конечно. В ЛенНИИпроекте был большой инженерный отдел, где разрабатывали унифицированные конструкции и детали, пригодные для использования в индивидуальных проектах. Эта методика была согласована с заказчиком – управлением капитального строительства и генподрядчиком – Главленинградстроем.
– Авторский надзор на стройке вели?
– Раз в неделю мы обязательно выезжали. Эту систему многие заказчики сейчас стараются изжить.
– Что-то заставляли исправлять в ходе строительства?
– Таких случаев не припомню. Зато запомнилось, как во время отделки библиотеки меня вызвали для выбора коврового покрытия читального зала. Я был циничным молодым архитектором и думал, что выбор будет небогатый – между 3 – 4 изделиями. И я выберу побогаче, поярче, поинтереснее. Но мне был предложен один образец.
– К жилому дому примыкают магазин и библиотека?
– В проекте были столовая, она просуществовала до середины 1990-х годов, и детская районная библиотека.
– Столовая для жителей дома, как в эпоху расцвета ленинградского конструктивизма?
– Нет, столовая была обычной, вход – с улицы. Из дома напрямую в нее не было доступа, но общепит рядом был удобен молодым жителям.
– Вы бывали в доме после завершения строительства?
– Не пришлось. Но недавно на сайте продаж нашел художественное объявление про солнечную комнату, откуда можно пройти в изолированную кухню и пообедать...
– Выходит, и через сорок лет эти квартиры пользуются спросом. А как вам библиотека в новой редакции?
– Оценка пять: сохранены все пространства и добавлено много элементов свежего современного дизайна. Уменьшение балкона в пользу кафе под крышей уместно. Есть, правда, и минус – естественный верхний свет в читальном зале не виден из-за сияния неоновых огней.
Больше всего меня удивило, что вся реконструкция была проведена за счет скромного районного бюджета. Обычно такие проекты реализуются на гранты. Просто работали честно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6789) от 21.10.2020 под заголовком «Трехэтажность на закате социализма».
Комментарии