Арест на недвижимость. В управлении Росреестра по Санкт-Петербургу состоялся брифинг
Брифинг по вопросам государственной регистрации арестов и запретов объектов недвижимости, а также их снятия прошел в управлении Росреестра по Санкт-Петербургу. Тема актуальная, как отмечают специалисты Росреестра, такие вопросы поступают в управление в том числе через платформу обратной связи. И это важно: арест недвижимого имущества ограничивает собственнику возможность им распоряжаться.
ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Для начала выясним, в каких случаях в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) может быть внесена запись о регистрации ареста или запрета на сделки с имуществом. Как поясняют в Росреестре, делается это исключительно на основании поступающих актов уполномоченных органов: постановлений судебных приставов-исполнителей, решений или определений судов, актов налоговых и правоохранительных органов.
— Данная мера применяется уполномоченными органами в случае задолженности по налогам, кредитам, ипотеке, коммунальным платежам, по алиментам, а также в целях, например, взыскания штрафов. Другая причина — ограничения накладываются судами в целях обеспечения соответствующего судебного решения. Наличие записи об аресте объекта недвижимости или наложенных ограничениях ведет к серьезным последствиям: собственник не сможет распорядиться своей недвижимостью: сдать в аренду, продать, подарить или заложить. Государственная регистрация прав и сделок по этой квартире будет приостановлена. Отмечу также: запись об аресте или ограничениях имеет бессрочный срок действия — до момента ее погашения. Прекращение действия записи осуществляется на основании постановления того же органа, который наложил арест или ограничения, — рассказала заместитель руководителя управления Росреестра по Санкт-Петербургу Екатерина Кондрашева.
Таким образом, если собственник запланировал проведение сделок купли-продажи, мены, дарения, то целесообразно проверить, нет ли ограничений такой сделки в Едином государственном реестре недвижимости.
— Как это сделать? Самая полная информация о наличии ограничений содержится в выписке из ЕГРН. При этом в данной выписке необходимо обратить внимание на графу «Ограничение прав и обременение объектов недвижимости». В случае если в ЕГРН имеются сведения об ограничении прав на объект недвижимости, то в данной графе будет указано, кем и на основании какого документа наложено данное ограничение. Если в ЕГРН отсутствуют сведения о каких‑либо ограничениях, то в графе будет отображаться запись: «Не зарегистрировано», — пояснила заместитель начальника отдела регистрации арестов и запрещений управления Росреестра Елена Александрова.
Выписка из ЕГРН — документ, необходимый для совершения сделок. Чтобы ее получить, собственник может подать запрос в ближайший офис МФЦ о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН. Также можно самому проверить информацию на сайте Росреестра. Еще одна возможность убедиться в отсутствии ограничений на сделки с объектом недвижимости — сделать это в режиме онлайн через личный кабинет портала «Госуслуги».
Важно отметить, что управление Росреестра — исполнительный орган власти, в его компетенцию не входит принятие самостоятельных решений о наложении или снятии арестов, запретов. Запись в ЕГРН вносится исключительно на основании поступивших в управление актов уполномоченных органов, таких как суды, службы судебных приставов, налоговые и правоохранительные органы.
Поэтому, если владелец получил информацию о наличии ограничений с его объектом недвижимости, то ему следует обратиться в орган, наложивший эти ограничения, для выявления и устранения причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
После устранения причин суд или уполномоченный орган, наложивший арест на недвижимое имущество, готовит документ о снятии ограничений и направляет в органы регистрации прав в срок не более трех дней его заверенную копию, на основании которой управлением вносится запись в ЕГРН о снятии данных ограничений. Постановления судебных приставов направляются в управление Росреестра через систему межведомственного электронного взаимодействия.
— Иногда граждане обращаются в уполномоченные органы для получения на руки документов о снятии ограничения или ареста с целью самостоятельно подать сведения в Росреестр. В этом случае необходимо обратить внимание на следующие моменты. Документ должен быть подписан оригинальной подписью должностного лица и удостоверен гербовой печатью органа, его выдавшего. На судебных актах должна стоять отметка о вступлении в законную силу данного документа, — напомнила Елена Александрова.
Случаются ли ошибки при аресте или наложении ограничений на обладание объектом недвижимости? Как пояснили специалисты Росреестра, такое бывает нечасто. В очень редких случаях приставы могут накладывать ошибочные ограничения на физическое лицо, имеющее идентичные данные: ФИО, дату рождения. Чтобы исключить такие случаи, рекомендуют актуализировать личную информацию на портале «Госуслуги», предоставить больше данных, например, внести СНИЛС, чтобы лучше идентифицировать человека.
Что же касается актуального для нынешнего времени вопроса о возможности мошеннических действий, то с записями в ЕГРН они практически исключены, так как поступившие документы проверяются по различным базам.
— Мошеннические операции могут быть проведены с самим объектом недвижимости, и тогда владелец вынужден будет обратиться в суд. В этом случае из суда поступает соответствующее ограничительное решение, чтобы не допустить незаконного отчуждения имущества. Для предотвращения мошеннических действий в отношении имущества владелец может обратиться в Росреестр о внесении записи о невозможности регистрации каких‑либо сделок без его личного участия. При наличии такой записи в случае поступления документов не от самого правообладателя, а какого‑то лица по доверенности, документы будут возвращены без рассмотрения. Также важно актуализировать все свои сведения, внести в ЕГРН адрес электронной почты. Тогда в случае поступления заявок на сделки в отношении принадлежащего собственнику имущества (а также арестов и запретов) по электронной почте будет направлено уведомление. Если собственник такую сделку не совершал, он может отреагировать — обратиться в органы регистрации, в правоохранительные органы и таким образом своевременно предотвратить государственную регистрацию такой сделки, — порекомендовала заместитель руководителя управления Екатерина Кондрашева.
Актуализированные сведения о собственнике важны еще потому, что это позволит отслеживать свое имущество на портале «Госуслуги»: запрашивать бесплатные выписки из ЕГРН, проверять объекты недвижимости. Если все же у собственника возникают вопросы по ограничению прав, можно направить их на сайт управления Росреестра через платформу обратной связи или записаться на личный прием в отдел регистрации арестов и запрещений по телефону 8‑800‑100‑34‑34.
Читайте также:
Госдума РФ готовит законопроект, обязывающий оформлять через нотариуса подаренную недвижимость
Чтобы сделка была безопасной: на что обратить внимание при операциях с недвижимостью
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7805) от 03.12.2024 под заголовком «Арест на недвижимость: как узнать, как снять».
Комментарии