Аполлон под дождем

Живется непросто. Слишком много у него недоброжелателей. И если с вандализмом все более-менее понятно, то бороться с «небесной канцелярией» гораздо сложнее. Она земным законам не подчиняется...

Аполлон под дождем | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Основной фактор риска утраты памятников – атмосферная коррозия, – отмечает директор приборостроительного предприятия «ОПТЭК» («Оптика в экологии») Владимир Челибанов. – Согласно международным стандартам, существует шесть степеней коррозионной активности атмосферы, от экстремального до очень низкого. В Петербурге и пригородах ситуация не так уж и плоха, более того, за наблюдаемые восемь последних лет она снизилась с высокого уровня до среднего (С3).

В нашем городе действуют две системы атмосферного мониторинга – государственная, которой занимается комитет по природопользованию, и частная. Всего в Петербурге 26 станций, где ведется подобное наблюдение. Компания «ОПТЭК» уже восемь лет осуществляет атмосферный мониторинг вместе со специалистами Музея городской скульптуры. Используются «пассивные датчики» – находящиеся на открытом воздухе образцы из различных материалов. Эти датчики – сами по себе как «мини-памятники»: они точно фиксируют все природные изменения и дают достоверность определения коррозионной активности атмосферы с точностью до 98%.

Два года назад пассивные датчики из меди установили в Некрополе XVIII века в Александро-Невской лавре, а также на Малом проспекте Васильевского острова, в Петергофе у дворца «Коттедж» и в Павловске возле дворца. Максимальная агрессивность воздуха за последние два года стабильно фиксировалась в начале зимы. Максимальная скорость коррозии наблюдалась на Васильевском острове, а в Некрополе она была точно такая же, как в Петергофе и Павловске.

О результатах исследований говорилось на прошедшей недавно международной конференции «Музей под открытым небом. Современные подходы к сохранению скульптуры», организованной Музеем городской скульптуры и Санкт-Петербургским госуниверситетом. Выяснилось: стабильно снижается содержание сернистого газа. На первое место выступают загрязнения воздушной среды оксидами азота и углеродом, что сказывается на особенностях разрушения памятников.

– Основной «болезнью» памятников из мраморов, известняков и синтетических карбонатных материалов является химическое превращение кальцита в гипс – под действием серной кислоты, – отмечает доктор геолого-минералогических наук профессор СПбГУ Ольга Франк-Каменецкая. – Это приводит к образованию обогащенной гипсом патины, которая затем отслаивается вместе с горной породой и ведет к невосполнимым утратам. Но сегодня на первый план выходят процессы химического выветривания камня под действием азотной кислоты.

Меньше всего коррозионная активность воздуха влияет на памятники из бронзы, которые наиболее приспособлены к нашему климату благодаря их специальному патинированию. Самый устойчивый камень в Петербурге – шокшинский кварцит. Он применен в постаменте памятника Николаю I.

Увы, над памятниками не возведешь стеклянные футляры! В Летнем саду, к примеру, заменили почти все скульптуры на копии, а подлинники перенесли в Михайловский замок. О необходимости этого специалисты говорили еще в конце 1940-х годов, фиксируя выветривание мрамора. «Все статуи изъедены сверху донизу», – говорилось в одном из отчетов.

Однако заменять скульптуры стали только в середине 1980-х годов, когда стало совершенно очевидным, что многие из них уже в критическом состоянии. Повлиял еще и ночной погром, учиненный вандалами в Летнем саду в 1979 году, – тогда пострадало более десятка скульптур. Но ведь все монументы в городе не заменить на копии...

– За памятниками нужен постоянный контроль специалистов, – отмечает доктор геолого-минералогических наук профессор СПбГУ Андрей Булах, приводя в пример историю с расколовшейся вазой в Летнем саду. — Если бы за ее состоянием постоянно наблюдали, то беды бы не произошло. Между тем ваза, плохо закрытая сверху, вбирала в себя воду, лед зимой давил изнутри на стенки, и в роковую зиму 2008/2009 годов, отмеченную частыми перепадами температур, ваза просто не выдержала.

Роковую роль сыграла одна из «геологических» трещин, существовавших изначально в материале вазы. Под натиском льда камень начал быстро расходиться по направлению этой трещины. В результате ваза распалась на две половины, каждая весом до трех с половиной тонн. В ходе реставрации осколки в буквальном смысле склеили. Предсказать, сколько теперь она простоит, трудно...

Однако причины проблем с камнем не только в климате. Горожанам хорошо знакомо, как трескаются и буквально крошатся современные гранитные мостовые.

– Это происходит из-за скоростных технологий обработки камня, – поясняет Ольга Франк-Каменецкая. – Раньше гранитную плиту распиливали мягкими абразивами, которые не образуют микротрещины в граните. Сейчас распил носит взрывной характер: используют алмазный инструмент и огромную скорость резки. В результате в распиле образуется трещиноватый слой, который быстро распространяется в глубь материала.

Но главная беда, как полагает Андрей Булах, состоит в том, что гранитные плиты для мощения сегодня делают слишком тонкими. А, например, старинные каменные плиты, использованные в тротуарах Аничкова моста, – около двадцати сантиметров в толщину.

– И еще: при укладке гранит внизу промазывают скрепляющим раствором, но не по всей площади, а как мастерок покажет руке. Зимой гранитные плиты промерзают неравномерно. Также неравномерно по ним распределяется механическая нагрузка от пешеходов, снегоуборочных и моечных машин и другой техники. Утрамбовка песка под плитами плохая. И вот гранит лопается и лопается, – говорит Андрей Булах.

По словам ученого, самый слабый по механической прочности камень, используемый в городе, – это слоистая известняковая плита из Путиловского и других карьеров Ленинградской области. Ею словно «вафлями» обложены кирпичные фундаменты практически всех старинных зданий для гидроизоляции стен. Очень часто эти плитки уже разъедены временем. Теперь их стали менять, но делают это зря. Лучше не трогать старую обкладку стен, она еще будет долго служить.

– Строители, позабыв о старых секретах, совершают две роковые ошибки, – считает Булах. – Во-первых, они берут в дело любой из двенадцати слоев камня в Путиловском карьере. А его можно использовать только из трех слоев, остальной – красив, но непрочен и быстро рассыпается. Во-вторых, для экономии материала плитки ставят вертикально, крепя их «по современной технологии» на цементе к металлической решетке. Сцепление крепкое, но плитка осыпается по ее глинистым прослоям...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5598) от 03.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.