Антивербовка по науке
Общественная палата РФ совместно с Духовным управлением мусульман Москвы и Центрального региона объявили о создании Единого мусульманского общественного фронта по противодействию ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ организации ИГИЛ). Эту федеральную новость распространили десятки российских СМИ. По словам муфтия Альбира Крганова, религиозные деятели, эксперты и общественники теперь вместе будут заниматься «антивербовкой», то есть помогать мусульманам и немусульманам отделять псевдоисламские ценности от традиционных.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Новость о создании в Петербурге Восточной академии, имеющей, по сути, те же корни и цель (противодействие радикализму и укрепление взаимопонимания между конфессиями и народами), по сравнению с московской прошла почти незаметно. Может, потому, что в борьбу за умы и души верующих в нашем городе включается не фронт, а скромное по масштабам учебное заведение на полсотни студентов?
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Санкт-Петербургская восточная академия» была зарегистрирована прошедшим летом, но уже в сентябре 2016 года, по словам ректора Андрея Вассоевича, в ней собираются начать занятия: «Город нам предлагает участки земли под строительство академии и духовно-просветительского центра, но это годы... Хотелось бы начать работу уже с сентября 2016-го, а значит, нам нужно готовое здание, которое мы бы подремонтировали и могли объявить набор».
Инициатор проекта председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль-хазрат Панчеев не скрывает тревоги: «При наличии в северной столице официального Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России из других регионов к нам приезжают люди, стремящиеся взять мусульман нашего города под свое влияние. И это целенаправленная работа людей, которым за границей поставили задачу – создать обстановку, помогающую взорвать изнутри религиозную жизнь страны и вызвать межнациональный раскол».
По словам муфтия, сейчас в Петербурге идет активная регистрация множества религиозных организаций, мимикрирующих под структуры традиционного ислама. «Разнообразие направлений», по его мнению, приведет не к объединению мусульман, а к расколу, хаосу и ослаблению российской государственности в конечном счете. «В 2007 году у нас под юрисдикцией других регионов было зарегистрировано шесть мусульманских религиозных организаций, – говорит Панчеев. – Нынче при регистрации они уже получают порядковые номера – 401, 403, 404, 405, 406, 407... Вот так, все подряд. Их у нас просто штампуют безоглядно и бездумно. Некоторые лидеры называют себя представителями Духовного управления мусульман Петербурга и Ленинградской области, хотя такой организации не существует», – подчеркивает Равиль-хазрат.
Не так давно было закрыто не подконтрольное официальному духовному управлению молельное помещение в Апраксином дворе, где «силовики» обнаружили экстремистскую литературу. «Если представитель нашего духовенства откроет молельную комнату, он будет ее контролировать, – комментирует ситуацию Равиль-хазрат Панчеев. – А что происходит сегодня? Они открывают организацию, создают ячейку, которая начинает собираться где-нибудь в подвале, получают за это деньги – и уходят в другой регион. Чем там люди в этой ячейке потом занимаются, мы не знаем, ведь они нам не подконтрольны».
Поскольку противостоять распространяющемуся радикализму официальное духовенство может только проповедями и беседами, с особой остротой сегодня встал вопрос подготовки кадров с соответствующей квалификацией.
Глава Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга рассказывает, как он решался до сих пор: всех желающих учиться исламу просто отправляли за рубеж – в Саудовскую Аравию, Турцию, Ливию, Сирию, Египет. Отправляли массово – потому что там мощная образовательная база, потому что удобно духовенству – через несколько лет получить готового специалиста, причем совершенно бесплатно.
«Да, после 10 – 15 лет обучения мы действительно приобретали сильных специалистов, способных распространять ислам, – но только тот ислам, который существует там, где они учились, – уточняет муфтий Панчеев. – Наши ребята возвращались оттуда, к сожалению, совершенно другими людьми, и в другую, очень изменившуюся, страну. Они забыли культуру и традиции, не понимают даже своих родителей! Начинаются претензии – не так живете, вы не в исламе...»
По словам лидера петербургских мусульман, такие кадры в российских духовных организациях не востребованы: «Ну зачем мне, скажите, специалист с извращенным пониманием религии и радикальными взглядами, который будет, проповедуя в мечети, настраивать людей против их страны?» – задает риторический вопрос Панчеев.
Отлично образованные за рубежом безработные исламские деятели неизбежно попадают в ряды эмиссаров радикальных группировок. Начинают гулять по городам и регионам России, обрабатывая и завлекая молодых людей с неустроенной жизнью, рассказывая им сказки про «благородный джихад». А у таких сказок, как правило, страшный и трагический конец...
Готовить для Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада в целом мусульманское духовенство, ориентированное на традиционные для России формы ислама, будут на факультете исламских наук Восточной академии. Но не только духовенство. По замыслу организаторов, академия должна стать кузницей кадров также для властных и общественных структур, а потому в ней предусмотрено также светское образование. Факультет этнопсихологии и лингвистики ориентирован на подготовку специалистов с хорошим знанием живых восточных языков, включая языки народов СНГ, которые могли бы быть полезны при разрешении конфликтов, возникающих на этнической и религиозной почве.
– Сегодня как никогда важно взаимопонимание между народами на постсоветском пространстве и в мире, а какое может быть взаимопонимание, если сейчас в Петербурге невероятно сложно найти человека, знающего узбекский, казахский, таджикский и другие языки народов бывшего СССР? – замечает ректор Восточной академии Андрей Вассоевич.
Факультет истории и культуры стран Востока, по его словам, призван содействовать возрождению лучших традиций отечественного (петербургского) востоковедения.
Появление в академии факультета российской истории и православной культурологии логически проистекает из понимания того, что нет антагонистического противоречия между традиционным для России исламским правоверием и русским православием, а есть уверенность: из стен академии регион должен получать всесторонне образованного специалиста, знающего не только ислам, но и другие авраамические религии – христианство и иудаизм. Чтобы между людьми, исповедующими исламское правоверие и русское православие, возникло взаимопонимание, они должны знать священные тексты, убежден ректор нового учебного заведения. Когда на место знания приходит невежество, его спутниками являются недопонимание, недоверие и в конечном счете распри...
«Задача геополитических противников России – стравить православных и мусульман, чтобы внести в нашу жизнь такую же трагедию, которую мы сейчас наблюдаем в Сирии, Ираке, Ливии, – говорит Андрей Вассоевич. – Эта беда приобретает планетарный характер, и наша задача – накрепко закрыть двери, чтобы она не вошла к нам в дом. Санкт-Петербургской восточной академии предстоит выполнить в этом важнейшем деле свою роль».
КСТАТИ
В Москве, по самым скромным подсчетам, больше 1,5 млн мусульман, во всей стране – свыше 20 млн. В Петербурге, по оценкам различных экспертов, проживают от 700 тысяч до 2 млн приверженцев ислама.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5611) от 22.12.2015.
Комментарии