Алюминиевый Лидваль. Новый дом на Васильевском оценивают по-разному
На 20‑й линии Васильевского острова завершилось строительство жилого дома с двором-курдонером. В своих оценках горожане использовали диаметрально противоположные эпитеты — от «топорно» до «очень крутой дом».

ФОТО автора
Прежде на этом месте, на 20‑й линии, 5 – 7, стояло здание Всероссийского научно-исследовательского и проектного института алюминиевой, магниевой и электродной промышленности. Оно было выполнено четырехэтажным в стиле конструктивизм, датировалось 1934 годом.
В 2017‑м землю в аренду приобрело ООО «Финанснедвижимость». Оно решило построить тут жилой дом. Проект разработал архитектор Степан Липгарт. Он выполнил фасады в стилистике, которую некоторые называют сталинской, некоторые — немецкой. Сам Липгарт в интервью изданию Arhi.ru так объяснял труды: «Проектирование этого объекта совпало с моим переездом [из Москвы] в Петербург, поэтому нарисован он с большим чувством, с эдаким неофитским запалом, большое влияние на его архитектуру оказали работы Лидваля и Кленце, которых я по‑настоящему тогда для себя открыл».
Дом получил протяженные четырехэтажные фасады вдоль 20‑й линии и двор-курдонер посередине, где этажность подрастает до семи этажей. Важный элемент — ограда с воротами, которая обрамляет вход во двор.
Дом официально был введен в эксплуатацию еще в марте. Однако с тех пор застройщик продолжал работать над фасадами — укреплять декор. Все это продолжалось весну и лето, и только сейчас дом предстал практически в полном виде. Разве что в курдонере не хватает некоторых мелких элементов.
Творчество Липгарта не оставило горожан равнодушными. «Здание получило облик непростой и интересный — в нем парадность и строгость общего решения сочетаются с умеренной, но и уверенной экспрессией передних фасадов, а также с напряженной тонкостью декора. Так получается особенное, оригинальное выражение — в нем спокойная, уверенная сила (свойственная всякому классицизму) соединяется с юной свежестью, ощущением еще лишь недавно начавшейся жизни и со сдержанной манерной наглостью (за счет специфики декора) — получается образ живой и обаятельный!» — отмечает Дмитрий Данильчук.
«Очень крутой дом! Лаконичный и выдержанный, под стать месту», — уверен Дмитрий Боков. «Первый этаж могли бы сделать и более дружелюбным, а то производит впечатление буферной зоны между улицей и самим домом. В остальном вроде достойно: декор, высота, остекление», — считает Александр Шучич.
Петр Рыбин нашел в постройке много общего с торговым комплексом «Галерея» на Лиговском проспекте: «Абсолютно строгая функциональная коробка, очень интенсивно заклеенная снаружи архитектурными излишествами». В ту же игру «Найти аналог» сыграл и Александр Стенников: «Выглядит как советский НИИ, чуть более нарядный, но это скорее плюс».
Артем Сухинин сравнил новое здание не с абстрактным НИИ, а со снесенным «алюминиевым» НИИ: «Удачная замена. Издалека даже непонятно, что это разные здания. Как будто глубокая реконструкция». Качество этой как бы «реконструкции» подвергла сомнению Ирина Инфантьева: «Снаружи совершенно нет образа жилого дома. Выглядит как административное здание. Старое здание по архитектуре было интереснее и выразительнее. Жаль, что у нас не берегут и не стараются сохранить конструктивизм». Того же мнения Тамара Турапина: «Элементы классического декора тут ни к селу ни к городу. «Голый» конструктивизм был бы стильнее, дешевле и логичнее». А вот Михаил Зубенко, напротив, считает, что новый дом «неплохой, не хуже старого здания, достойная ему замена».
По итогам голосования проекта «Архрейтинг», который изучает мнение простых горожан о проектах в старом городе, жилой дом на 20‑й линии Васильевского острова, 5 (такой адрес ему дали), получил 72 % положительных оценок.
Комментарии