Ах, белый пароход… В Петербурге стартовала речная круизная навигация
Традиционный полуденный выстрел орудия с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости и установка буя на фарватере Невы официально открыли на днях навигацию речного и морского транспорта в Петербурге, которая будет продолжаться вплоть до ноября.
ФОТО Эрика РОМАНЕНКО/ТАСС
Речную круизную пассажирскую навигацию в целом по России начали чуть раньше — она стартовала с 12‑дневного рейса Ростов-на-Дону — Москва, в который отправился теплоход «Сергей Дягилев» еще 20 апреля. После этой даты круизная навигация пошла на север — один за другим стали отправляться в путь белоснежные лайнеры из Волгограда, Ульяновска, Казани, Нижнего Новгорода и т. д. А 29 апреля она официально началась и в Москве, где в этот день, вернув Первопрестольной звание порта пяти морей, открыли возрожденный Южный речной порт.
По оценке главы Федерального агентства морского и речного транспорта Захария Джиоева, а также представителей речных туроператоров, прирост количества туристов в нынешнем году составит не менее 10 – 15 %. Если учесть, что в навигацию 2022‑го показатель прибавил 25 – 30 %, психологически важный рубеж — 700 тысяч «водоплавающих» круизных пассажиров в целом по стране — нынче вполне может быть достигнут.
Во-первых, несмотря на довольно высокую цену отдыха, россияне уже распробовали преимущества путешествий таким образом. «Речной круиз сегодня — это путешествие в хорошем плавучем отеле, работающем по системе «все включено», — поясняет заместитель генерального директора по развитию одной из российских профильных компаний Илья Суховольский. — Это по‑настоящему комфортно и удобно, поскольку, не меняя размещения, турист каждый день просыпается в новом городе». По экспертным оценкам, в последние два года число гостей речных круизов в России, по разным причинам, выросло на 50 – 60 %. И, скорее всего, будет расти в 2023‑м.
Во-вторых, в ответ на рост спроса и резкое снижение доли пассажиров-иностранцев (раньше она доходила до 40 %) операторы предложили российским туристам все имеющиеся, включая самые лучшие, теплоходы. В эту навигацию из затонов выведут все, что может быть востребовано. Включая, к примеру, четырехпалубный теплоход «Семен Буденный», который последний раз выходил в рейс в 2019 году — три года он простоял на приколе. Более того, ожидаются и новинки: в навигацию 2023‑го должны выйти в рейс абсолютно новые теплоходы. Такие, например, как «Золотое кольцо» и «Петр Великий». Последний, построенный по проекту PV 300VD, во многом схожий с «Мустаем Каримом» и способный выполнять рейсы как в реке, так и на море, обещает ходить в районе Нижней Волги, а затем совершать морские круизы по Каспию и Черному морю. А поскольку строительство новых круизных речных судов объявлено приоритетом, то, по словам бывшего министра, а ныне помощника президента РФ Игоря Левитина, «туристы будут приятно удивлены появлением нового и комфортабельного транспорта».
В-третьих, несмотря на консерватизм этого направления туризма, обусловленный географией, в нынешнюю навигацию пассажиров круизных лайнеров ждут приятные сюрпризы. Например, в мае и июне один из самых новых (введен в эксплуатацию в 2020‑м) лайнеров «Мустай Карим» совершит несколько заходов в Выборг. Этот же теплоход в навигацию 2023 года впервые отправится и в рейс с посещением Уфы. А принципиальной новинкой сезона обещает стать «Великий волжский путь», охватывающий сразу 12 городов в нескольких российских регионах. Ведь если в 2022‑м был совершен всего один тестовый рейс, то в нынешнюю навигацию теплоход «Василий Суриков» выполнит около 30 регулярных рейсов по Волге из Казани.
Вариантов путешествий в формате речного круиза предлагается масса: всего в сезоне 2023 года в России будет около 2 тысяч речных круизов не менее чем по пяти десяткам маршрутов. В их числе большой кольцевой маршрут по городам Золотого кольца, туры в Великий Новгород и по ладожским шхерам, экспедиционные по Оби и Иртышу, путешествия в Пермь и пр. И даже на Байкале теперь есть длинные круизы: в ходе 7 – 10‑дневного тура там предлагают знакомство с лучшими местами, встречу с настоящим шаманом, баню на берегу и дегустацию региональной гастрономии. В общем — все и сразу. Есть и особо заманчивое путешествие — восьмидневное турне по белорусскому Полесью из Бреста на теплоходе с символичным названием «Белая Русь».
Впрочем, и традиционные маршруты никуда не делись. «Поскольку речными круизами интересуется все больше новичков, спрос на популярные маршруты не снижается», — говорит глава круизного центра Андрей Михайловский. Не секрет, что в Петербурге хиты — плавания разной продолжительности с посещением Валаама и Соловецких островов, вояжи по воде между двух столиц, а также круизы с посещением Карелии. В Москве, соответственно, это в основном путешествия в Тверь, Рыбинск, Мышкин и Углич, а также туры по Золотому кольцу. А вот более длительные по Волге (от недели) покупают уже заметно реже. И неспроста.
Все дело в том, что стоимость круиза, обусловленная спросом, частью сезона, классом комфорта лайнера и наполнением программы, значительно различается. Как правило, формат путешествия предусматривает несколько классов обслуживания (эконом, стандарт, комфорт, люкс), однако сутки пребывания на борту речного круизного теплохода редко оцениваются менее чем в 5 – 6 тыс. рублей с человека. А в среднем круиз стоит 7 – 8 тысяч на пассажира в день. И если в мае традиционный для Петербурга трехдневный круиз на Валаам в эконом-формате можно купить даже за 14 тыс. рублей, то в июне в разгар белых ночей аналогичный тур будет уже на 15 – 20 % дороже.
А если речь идет о путешествии на лайнере уровня «премиум» — в полтора раза дороже. Ведь, по словам эксперта Светланы Гончаровой, сутки пребывания гостя на теплоходе уровня «премиум» обойдутся примерно в 8,2 тыс., а на «люксе» — в 13,5 тыс. рублей. Так, 8‑дневная «Сага о Выборге» на теплоходе «Мустай Карим» в конце мая — начале июня будет стоить от 179 тыс. рублей. Правда, путешествие на этом же лайнере по тому же маршруту в начале октября обойдется уже в 108 тысяч на человека…
«Востребованность речных круизов растет среди самых разных групп россиян не только благодаря комфорту и удобству путешествий по воде, но и благодаря разнообразию предложений, — считают эксперты. — Сейчас они стали своего рода альтернативой интересным экскурсионным турам, причем гораздо более вариативной. Например, широко предлагаются тематические, круизы для семей с детьми и «только для взрослых», а также «заточенные» под определенные интересы пассажиров. И все это дает видимый эффект — спрос на речные круизы продолжает расти».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7413) от 12.05.2023 под заголовком «Ах, белый пароход…».
Комментарии