Разрыв «шва». К чему ведет «оптимизация» транспорта между Петербургом и Ленобластью

Волну изумления, недоверия, а потом и возмущения у жителей Петербурга и Ленинградской области вызвала просочившаяся в январе в СМИ информация о том, что городской комитет по транспорту намерен с октября 2019 года упразднить 68 смежных с областью автобусных маршрутов - 60 социальных и восемь коммерческих. То есть половину из тех, что обслуживаются городскими предприятиями и субсидируются из петербургского бюджета примерно на 1 - 1,5 млрд рублей.

Разрыв «шва». К чему ведет «оптимизация» транспорта между Петербургом и Ленобластью | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Все это казалось невозможным, немыслимым. Однако поверить в готовящееся беспрецедентное секвестрирование межрегиональной транспортной инфраструктуры помогли опубликованные некоторыми интернет-ресурсами документы.

Сначала - прошлогоднее письмо начальнику управления Ленинградской области по транспорту Павлу Постовалову от председателя комитета по транспорту Петербурга Александра Головина, вместе с которым последний (в полном соответствии с соглашением между правительствами двух регионов об организации регулярных перевозок между северной столицей и Ленобластью) направляет на согласование соседям свое предложение по отмене смежных межрегиональных маршрутов. В списке населенных пунктов, лишающихся в этом случае прямого автобусного сообщения, - десятки пригородных поселков и деревень, несколько садоводств и один санаторий. Если судить по перечню, планируется закрыть практически все социальные маршруты с номерами от 404 до 687 (кроме 406, 442, 442А, 462, 477, 488 и 494), а также № 84, 129, 213, 278 и 360 плюс коммерческие - К-436, К-468, К-469, К-476, К-485, К-515, К-521 и К-530. Обоснование: «в связи с оптимизацией маршрутной сети в рамках документа планирования». Предполагалось, что область возьмет «отказников» на собственное обеспечение.

Ответ Постовалова также опубликован. В нем областной чиновник сообщает коллегам из города: поскольку их проект не предполагает открытия новых маршрутов взамен закрываемых или переключения на другие виды транспорта сложившихся пассажиропотоков, а областной бюджет уже сверстан и не может взять на себя новые расходы, управление не согласовывает отмену 68 межрегиональных смежных маршрутов.

Неделю спустя в Сети появился уже новый проект, рожденный в недрах городского комитета по транспорту и подведомственного ему ГКУ «Организатор перевозок». В нем перечислены 38 маршрутов из 172 (обслуживаемых по заказу транспортного управления Ленинградской области), подлежащих закрытию или изменению. «Для сокращения дублирования смежных перевозок, обслуживаемых по заказу города», - поясняли авторы документа (иными словами, «тогда уж вы нам зарабатывать не мешайте»). Закрыть предлагалось почти два десятка маршрутов - № К-100, 105А, 403, 450, 531А, К-563, 572А, 596А и К, 631, 639Б и В, 650А, Б и В, 674, 678, 688 и 801. Остальные - К-18 и К-18А, К-363, 401А, 430 и 430А, 448, 456, 462Р, 486В, К-545, 600, 610 и 610А, 635, 655, 675, 679 и 680 - существенно укоротить, чтобы они доходили не до города, а до железнодорожных платформ либо мест пересадки на иной транспорт. Из списка видно, что изменить предлагается прежде всего те маршруты, которые соединяют крупные поселки и города - спутники Петербурга со станциями метро на его окраинах. В итоге автобус как бы и сохраняет за собой статус межрегионального, но фактически становится загородным.

Например, пассажирам из Гатчины предлагают ехать уже не до Петербурга, а до Пушкина или Павловска, где они в дальнейшем смогут воспользоваться электричкой. Сосновоборцев отправят таким же образом на вокзал в Ломоносов. Из Всеволожска станут довозить уже не до «Ладожской», как все привыкли, а только до Ржевки (там можно пересесть на трамвай), из Новоселья - не до «Проспекта Ветеранов», а до станции Сергиево (электричка и автобус № 229), из Первомайского - не до «Парнаса», а до Репина (электричка) и Сертолова (автобусы № 434, 435 и 555), от Репина - не до «Проспекта Просвещения», а опять-таки до Сертолова, из Волосова - до Красного Села и так далее.

На второе предложение горожан Ленобласть также ответила категорическим отказом. «Эти 38 маршрутов, включая автобусы во Всеволожск, Гатчину и Кудрово, являются удобными для пассажиров, поэтому регион не считает нужной какую-либо редакцию направлений, включая изменение путей следования, смену остановок или отмену маршрутов, - заявил глава транспортного ведомства 47-го региона Павел Постовалов. - Кроме того, область подтверждает свою позицию по несогласованию комитету сокращения 68 межрегиональных маршрутов, заказанных Петербургом, которыми ежегодно пользуются почти 7 миллионов человек».

7 февраля на внеочередное заседание собралась постоянная комиссия по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленобласти. Как сообщает пресс-служба областного парламента, чтобы обсудить «сложную ситуацию, которая складывается в связи с попытками петербургского комитета по транспорту в одностороннем порядке оптимизировать межрегиональные пассажирские автобусные перевозки, аннулируя убыточные маршруты или сокращая их протяженность». На заседание пригласили представителей профильного комитета и компаний-перевозчиков. Депутат Иван Хабаров напомнил, что ежегодно в летний период в Ленинградскую область на садовые участки, на природу и в летние лагеря отправляются отдыхать миллионы петербуржцев. А областные жители, работая в Петербурге, приносят городу доходы в виде налогов, а также совершая там покупки, посещая театры, музеи и т. д. И разделить пассажиропоток на «своих» и «чужих», как пытается это сделать городской комитет по транспорту, невозможно. «Думать только о прибыли, когда речь идет о людях, нельзя, - высказался председатель постоянной комиссии Андрей Лебедев. - Транспорт дотируется именно потому, что несет социальную функцию. Я категорически не согласен с позицией: маршрут нужно закрыть, если он экономически невыгоден. Для нас все граждане и жители равны - что города, что области. Все ездят туда-сюда, и неважно, кто из них где прописан. Тем более что, например, в нашем Кудрове 80% жителей - петербуржцы».

Непростую ситуацию члены комиссии пообещали в ближайшее время обсудить с коллегами из парламента Петербурга. А депутат Марина Левченко попросила вынести вопрос на ближайшую встречу с депутатами Госдумы. «Чтобы коллеги из нижней палаты парламента тоже подумали, как с помощью изменения федерального законодательства можно отрегулировать неукоснительное соблюдение соглашения между регионами об общей транспортной инфраструктуре. Чтобы наша агломерация развивалась не в ущерб интересам ее жителей», - отметила она.

А что же говорят об этом в городском комитете по транспорту?

Увы, предпочитают отмалчиваться. На запрос «СПб ведомостей» об организации встречи с готовившими вышеперечисленные документы специалистами пресс-служба комитета ответила отказом, ограничившись маловразумительным и ничего не объясняющим «официальным комментарием»-отпиской.

Как стало ясно из общения с некоторыми перевозчиками, им также было рекомендовано данную тему с журналистами не обсуждать. При этом в кулуарных разговорах представители комитета жалуются на «недоговороспособность области», поясняя: цель всей затеи - всего лишь навести порядок на дорогах северной столицы, ликвидировав многократное дублирование маршрутов и нечестное соревнование за пассажира социальных автобусов с легальными и нелегальными маршрутками (которое, как можно догадаться, проигрывают именно законопослушные перевозчики). «Мы в целом за оптимизацию, чтобы не проходило много маршрутов - и городских, и областных, и социальных, и коммерческих - по одной трассе», - пояснили в комитете по транспорту. А закрыв дорогу в город областным автобусам, наши организаторы перевозок рассчитывают уменьшить количество пробок в Петербурге.

Идеологическая привязка сюжета к будущему документу планирования подсказывает: дальнейшая оптимизация может пойти в городе по тому же пути ликвидации маршруток и дублирующих маршрутов, дробя привычную дорогу горожанина на работу и обратно на части, заставляя его делать пересадки, теряя время, силы и деньги. И к этому петербуржцам надо как-то готовиться...

В целом логика чиновников профильного комитета понятна: повышать эффективность общественного транспорта необходимо, как и разгружать дороги, пересаживать петербуржцев с личных авто на трамваи-троллейбусы-автобусы... Но для этого общественный транспорт нужно сделать более доступным и удобным, а не наоборот.

Сейчас между двумя нашими регионами-соседями действуют свыше трех сотен маршрутов с фиксированной стоимостью проезда и сохранением льгот, по которым перевозятся около 25 - 26 млн человек в год. Говорят, прибыли не приносит примерно пятая часть коммерческих маршрутов, в категории социальных этот процент еще выше. Бюджеты регионов поддерживают устойчивое транспортное сообщение по-разному: город доплачивает перевозчикам недополученное в виде дотаций, область раздает предпринимателям маршруты лотами, прилагая к выгодному направлению (например, от мегановостроек до метро) в нагрузку невыгодное «деревенское». Эти лоты уже сформированы, конкурсы в Ленобласти пройдут с недели на неделю, и совершенно очевидно, что менять «коней на переправе» именно сейчас никто не будет. Надежды на то, что сверстанный бюджет 47-го региона вдруг с легкостью подхватит сбрасываемую городом миллиардную ношу, могут питать разве что юношей, а не опытных чиновников.

При этом все понимают: закрыть или изменить маршруты в одностороннем порядке не могут ни город, ни область - все из-за того же соглашения об общей транспортной инфраструктуре. Но, судя по всему, по-настоящему общей она была лишь в те времена, когда город и область были едиными и когда в объединение «Ленпассажиравтотранс» входили все автобусные парки, расположенные как в городе, так и в области.

На недавнем совещании по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти (с участием глав обоих регионов, а также министра и замминистра транспорта РФ и главы РЖД) говорили о том, как развивать общий транспортный узел. О том, что транспортная система макрорегиона - единая и нужны «бесшовные» перевозки из города в область и наоборот. А стало быть, требуется вводить удобные интегрированные средства оплаты, общие стандарты транспортного обслуживания, единую информационную систему, чтобы люди на остановке в Волосове видели на своем гаджете, когда подойдет ближайший автобус. Цель - создать все условия, чтобы как петербуржцы, так и жители области пересаживались на общественный транспорт.

- Нам не уйти от агломерации Петербурга и Ленинградской области, и мы сейчас рассматриваем разные ее варианты, - отметил в ходе этого совещания Александр Дрозденко. - И главная проблема - транспортное обеспечение, развитие инженерной инфраструктуры и движения транспорта.

Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на этом совещании дали полтора месяца на то, чтобы актуализировать общую схему транспортного развития двух регионов, после чего ее представят на рассмотрение координационному совету. Особо отмечалась важность этапа общественных обсуждений: жители должны высказать обо всех готовящихся транспортных проектах свое мнение.

#транспорт #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (6382) от 18.02.2019 под заголовком «Агломерация, однако...».


Комментарии