Афонские монахи вернутся на Пески

Сегодня на «архивной» карте нашего города появится новый адрес – Тамбовская ул., 17. Отныне там – Центральный государственный архив научно-технической документации. А старинное здание Благовещенской церкви на углу 5-й Советской и Дегтярной улиц, где он находился до недавнего времени и из которого продолжает перевозить документы, возвращают епархии. По графику, полностью архив должен выехать до 1 июня. Пока есть возможность, мы заглянули в церковь, которая вскоре из «бывшей» станет вновь действующей.

Афонские монахи вернутся на Пески | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Мы еще в советское время понимали, что рано или поздно отсюда уедем, потому что храм должен быть храмом, – признается заведующая отделом обеспечения и сохранности Валентина Сабо. – Я здесь работаю почти тридцать лет, для меня это родной дом. У меня даже такое впечатление, что нас как будто бы здесь оберегает ангел-хранитель. Словно какая-то благодать осталась. Как-то раз я поделилась этими мыслями с батюшкой, а он ответил: «Надо, чтобы всем было хорошо, не только вам».

Построен был Благовещенский храм в 1889 – 1892 годах по проекту архитектора Николая Никонова, мастера «русского стиля», в память чудесного спасения Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы в Борках под Харьковом. Церковь на Песках (так в народе называли эту часть города) была частью подворья Афонского монастыря. Оттуда привезли частицы мощей двенадцати мучеников и частицу Животворящего Древа Господня. К Вербному воскресенью в Петербург со священной горы Афон доставляли освященные лавровые ветви, которые раздавали прихожанам.

В конце 1920-х годов монахов изгнали, а в 1933-м и храм закрыли. Сбили купола, лепные украшения с фасадов... Расположилось тут хранилище архива Октябрьской революции и социалистического строительства. Здание пострадало во время блокады, когда в 1942 году в соседний дом угодила бомба. Архив научно-технической документации разместился тут в 1972 году, после капитального ремонта. В 2001 году КГИОП включил сооружение в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». С тех пор охранное ведомство контролировало любые ремонтные работы.

Директор архива Ирина Уварова ведет нас по бывшей церкви. Когда-то она была двухъярусной. В нижнем храме теперь спецхран, потому туда нам вход закрыт, но зато показали верхний храм, чердак и даже подвал с мощными сводами, где сохранились старые аммосовские печи, когда-то обогревавшие все огромное пространство церковного здания...

Сегодня верхний храм разделен на три яруса, полностью заставленные массивными деревянными стеллажами. Четвертый ярус, на хорах, тут называют «капитанским мостиком».

– У нас дефицит свободных площадей, поэтому каждый кусочек используется, – поясняет директор учреждения.

Старинные лестницы, ограждения, даже кое-где крепления для икон – все сохранилось. За хорами – загадочная крошечная монашеская келья с узким окошком. Сейчас там умещается несколько сейфов с особо ценными документами... Росписей на стенах верхнего храма нет, но похоже, что они «зашиты» специальными «пластинами», словно бы спрятаны в футляры. Так что реставраторов наверняка ждет немало открытий...

– Есть ли легенды о тайниках? – спрашиваю у архивистов.

– Конечно, – отвечает Валентина Сабо. – Особенно они популярны среди молодых сотрудников, которые только приходят сюда работать. Нередко замечала, как они ненароком постукивают по стенам. А вдруг там монахи какой-то клад оставили? Но пока никаких находок не было...

На новом месте в архиве будет искусственный микроклимат, а здесь, в старинном церковном здании, летом не жарко, зимой не холодно. Особых проблем это не создавало, хотя, в нарушение влажностного режима, воздух был засушливым.

Еще летом 2000 года архив посетили три афонских монаха – впервые после закрытия здешнего подворья. Естественно, прозвучал тогда вопрос и о судьбе здания. В архиве ответили: «Будем рады освободить храм, но только после того, как нам предоставят другое помещение». Сбылось через пятнадцать лет...

В июне 2003 года рядом с архивом, на 5-й Советской улице, в прежде полуразрушенной привратной сторожке монахи открыли Андреевскую часовню. Крестный ход с частицами мощей Андрея Первозванного прошел по всем этажам архива. С тех пор афонские монахи приезжали сюда каждый год. К тому, что процесс возвращения храма идет медленно, относились с пониманием. Все это время архив жил в ожидании переезда, но не переставал заниматься своей обычной работой.

– К нам на государственное хранение поступают самые ценные документы, произведенные в недрах проектно-конструкторских организаций, научно-исследовательских институтов, вузов. Есть личные фонды выдающихся ученых и конструкторов... И наши документы востребованы. К примеру, случилась авария на Саяно-Шушенской ГЭС, и к нам сразу же обратились: какие материалы можно использовать при восстановлении электростанции? – рассказывает Ирина Уварова.

Архивные фонды продолжают пополняться, но в бывшей церкви свободные площади закончились еще семь лет назад. Пришлось просить дополнительные помещения. В здании на Тамбовской улице (это бывшая школа 1938 года постройки), куда переезжает архив, место для новых документов «зарезервировано» на 25 – 30 лет.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (5662) от 17.03.2016.


Комментарии