Аэроэкспресс до Пулково: быть или не быть?

Перспектива появления аэроэкспресса прояснилась было осенью прошлого года, когда был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании и использовании железнодорожной линии от Витебского вокзала до «Пулково» (определить победителя-концессионера должны были 22 марта 2019 г., запустить движение - к 2020-му). К зиме она как-то затуманилась и отодвинулась. Прием заявок отложили на 30 января 2019-го, подведение итогов - на 30 мая, возможность ввода в эксплуатацию - на 2022 год.

Аэроэкспресс до Пулково: быть или не быть? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А теперь проект и вовсе оказался под вопросом: заказчик-город этот конкурс внезапно отменил. 7 февраля вышло распоряжение председателя комитета по инвестициям Романа Голованова № 61 «Об отказе от проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании и использовании (эксплуатации) железнодорожной линии по маршруту «Аэропорт «Пулково» - Витебский вокзал».

Некоторые наблюдатели, посвященные в подробности многолетнего мучительного рождения этого проекта, утверждают, что в данном случае речь идет лишь о перемене трассировки будущей электрички. Смольный, говорят они, наконец-то прислушался к аргументам Октябрьской железной дороги, которой предстоит его реализовывать в рамках ГЧП, вкладывая свои средства и используя свою инфраструктуру и мощности. ОЖД настаивала: конечным пунктом аэроэкспресса в городе должен быть Балтийский вокзал, а не Витебский. Говорят, что это решение обновленного городского правительства было ожидаемым, логичным и никаких негативных последствий за собой не повлечет, даже на сроках реализации не скажется, если работа будет выстроена грамотно и четко.

Другие уверены: ситуация с выбором формата доставки пассажиров в аэропорт полностью «обнулилась», вернувшись на стартовые позиции. То есть к обсуждению, что же лучше: электричка (аэроэкспресс), скоростной трамвай (ЛРТ) или метро? Единственное, что не вызывает сейчас споров, это то, что нужно строить скоростную трассу без пересечений с автодорогами.

- Приоритетные пути к аэропорту «Пулково» могут быть разные, главное - это должен быть внеуличный транспорт, будем выбирать оптимальный, - сообщил на днях вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов в ходе совещания по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области. - От идеи аэроэкспресса мы не отказываемся, но реализовывать будем уже в новой форме. Нужно оптимизировать трассировку, а также понять предстоящие затраты по выкупу земель, прежде чем начинать проект. Рабочая группа этим занимается.

Кстати, совещание по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и ЛО (на котором в числе других вопросов обсуждалась и судьба дороги в аэропорт) проходило с участием не только глав двух регионов Александра Беглова и Александра Дрозденко, но и высокого профильного руководства из Москвы: министра транспорта Евгения Дитриха и его заместителя Иннокентия Алафинова, помощника президента РФ Игоря Левитина и главы РЖД Олега Белозерова.

В Смольном полагают, что этот проект имеет все шансы быть включенным в федеральный комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Бюджет программы 2020 года будет рассмотрен правительством РФ в августе. Значит, заявка из Петербурга со всеми расчетами должна поступить в Минтранс не позже конца апреля - начала мая.

- Мы должны постараться сделать заявку уже весной этого года, - подчеркнул Эдуард Батанов.

Судя по всему, решающим будет именно фактор поддержки федерального бюджета. Проект дорогой и масштабный: необходимо построить новую двухпутную электрифицированную железнодорожную линию от станции Шушары до «Пулково», а также конечную станцию и вокзальный комплекс, который будет соединен с аэропортом. Его стоимость ранее оценивалась в 19 - 25 млрд рублей.

ООО «Воздушные ворота северной столицы» в рамках государственно-частного партнерства проводит реконструкцию аэропорта «Пулково» с 2010 г. Первая очередь стоимостью 1,2 млрд евро увеличила годовой пассажиропоток аэропорта на 10 млн человек.

Сегодня это четвертый по мощности воздушный порт страны, развивающийся быстрее, чем вокзалы московского авиаузла. В 2018-м здесь принимали-отправляли самолеты по 162 направлениям, обслужив рекордные 18,1 млн пассажиров, среднесуточный пассажиропоток - чуть более 49,3 тыс. человек. Около половины предпочитают ехать в город на такси, остальные - автобусами. Пока с этим количеством гостей справляются 25 бортов «Пассажиравтотранса», перевозя по 500 - 600 тыс. человек ежемесячно. При этом пропускная способность Пулковского шоссе уже близка к предельной, говорят специалисты.

Прогнозируемый на 2023 год пассажиропоток нашей воздушной гавани, в соответствии с мастер-планом развития аэропорта, - 25 млн человек. Все понимают: этого Пулковское шоссе уже не выдержит - встанет. А значит, аэроэкспресс (ЛРТ, метро?) у города должен появиться к 2023-му. Между тем озвучиваемый сегодня перспективный срок запуска электрички до аэропорта - более далекий 2025-й.

Гадать, насколько он реалистичен, пока излишне. Все зависит от того, будут ли найденные Смольным нынешние решения окончательными, устраивающими все заинтересованные стороны и пригодными к реализации.

#Пулково #аэроэкспресс #пассажиры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6378) от 12.02.2019 под заголовком «Аэроэкспресс и ныне там».


Комментарии