А, Б, В после пурги

За этим снегом не угонишься. Вчера, в момент написания этих строк, невооруженным глазом было видно, что город убирают. И убирают активно. Сейчас, когда эти строки видит читатель, наверное, опять снегопад, опять заносы. Во всяком случае таким был вчерашний прогноз на сегодня. Ну и как в таких условиях рассказыватьо расчистке города?

 А, Б, В после пурги | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Убирать тоже непросто. Этим сейчас озабочены пять спецпредприятий, одно казенное учреждение (Центр комплексного благоустройства) и одно управление комитета по благоустройству по комплексной уборке и содержанию дорог. Не говоря уже о самом комитете по благоустройству.

- За те два с половиной дня, когда снег валил непрерывно, колонны снегоуборочной техники по два, а то и по три раза проходили по основным трассам, - рассказал начальник управления Вадим Мизюкин. - Такой расчистки хватало от силы на несколько часов. И вновь заносы. И снова проезжает колонна. Чтобы проложить дорогу автомобилям... Хотя бы на короткое время.

Управлению хорошо было бы время от времени «выключать» снег, чтобы он не мешал себя убирать... Если бы это было в его - управления - власти.

«Но, может быть, в его власти обеспечить город необходимым количеством техники? Вот в Москве, как сообщает ТВ, по 10 - 15 тысяч машин выходит на борьбу со снегом. А у нас? Пшик?» Такие вопросы во время снегопада многие петербуржцы задавали и Смольному, и СМИ. На замечание про Москву можно ответить с ходу: похоже, ни 10, ни 15 тысяч единиц снегоуборочной техники вчера-сегодня-завтра не спасают столицу ни от снега, ни от пробок. Если послушать жалобы москвичей, то кажется, наоборот, создают дополнительные условия для заторов.

На другие вопросы о «пшике» отвечает глава комитета по благоустройству Владимир Рублевский:

- У нас в пиковые ситуации работают до полутора тысяч машин. Мы планируем по мере необходимости и возможности заменять морально и физически устаревшую технику. Но увеличивать парк - нет. Не вижу смысла! В течение какого времени городу реально нужна такая техника? Две-три недели? Десять-пятнадцать дней? А остальное время она будет простаивать? И при этом требовать средств на текущее обслуживание... А еще представьте, что на петербургские улицы одномоментно выходят 10 тысяч крупногабаритных машин... Они же будут мешать не только автомобильному потоку, но и друг другу. Так что уж лучше мы постараемся обеспечить максимально эффективную эксплуатацию имеющейся техники.

И чтобы сделать это, в городе заранее подсчитали потенциально опасные участки, на которых малейший снежный накат, даже небольшая наледь могут привести к большим негативным последствиям. Это дороги с уклонами, въезды-выезды на мосты и виадуки и тому подобное. Получилось: 119 участков на проезжей части, 144 - на тротуарах. К этим местам привязана техника, здесь предписано обрабатывать поверхность противогололедными материалами, песко-соляной смесью. Часто даже превентивно, в ожидании снегопада. Для остальной территории города - уборка по графику, по правилам, по ГОСТу. Все улицы Петербурга разбиты на три категории А, Б и В. Соответственно, сначала чистят А, а потом уже Б и В. Для каждой категории - свои сроки: от четырех часов с момента завершения снегопада до нескольких дней.

Особая история - набережные. Для ликвидации скользкости (кошмарное слово!) планируют посыпать их гранитной крошкой. А ее можно сыпать только на снежный накат. Так что нынешним пухлым сугробам вдоль парапетов Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова придется как-то слежаться: либо самостоятельно, либо под действием ног прохожих. Пока иных форм воздействия не планируется: техники, которая смогла бы пролезть между парапетом и припаркованными машинами, пока не придумали.

Очистка дорог категории А - впечатляющее зрелище. Как правило, все происходит по ночам. По проезжей части одна за другой на крейсерской скорости лесенкой идут три-четыре, а то и пять машин (в зависимости от количества полос движения) с поворотными отвалами, сдвигая снег в прилотковую зону вдоль тротуара. Следом - подметальщики с металлическими щетками, затем разбрасыватель песко-соляной смеси. Эта автозмея рычит и сияет рыжими мигалками.

Уже потом, через день-другой, иная техника с иной скоростью собирает образовавшиеся кучи снега, грузит в самосвалы. И - «Водоканалу» на снегоплавилку.

Улица считается убранной, когда вывезена последняя куча снега.

- Верьте - не верьте, но мы серьезно следим за качеством, - утверждает Мизюкин. - При Центре комплексного благоустройства создана инспекторская служба. Пока инспектор не убедится, что работа сделана как следует, спецпредприятие не получает денег. Правда, иногда (как это было во время непрерывного снегопада) качество определялось не по отсутствию снега на дороге, а по количеству уже сформированных снежных валов.

Разумеется, к качеству у горожан много претензий. Особенно в исторических районах. Нет смысла оправдывать комитет со всеми его подведомственными структурами. Все равно горожане не воспримут эти оправдания. Хотя рассказать об особенностях организации уборки снега в центре, наверное, стоит.

Весь снег здесь разделен на два вида: один лежит на тротуарах и проезжей части, второй - на крышах и во дворах. Первый убирает комитет по благоустройству, второй - жилищники. Много лет этим ведомствам не удается так согласовать свою работу, чтобы горожане увидели действительно качественную и быструю уборку. Возможно, в природе не существует такого алгоритма, который позволил бы обеспечить четкость взаимодействия. Скажем: как только альпинисты-кровельщики завершают сбрасывать снег с крыши, дворники тут же начинают собирать его в кучи и выталкивать со дворов, а рядом уже рычит мини-трактор спецпредприятия, готовый убирать снег обоих видов - и «свой, родной», и «дворо-кровельный»...

- Мы сейчас работаем на постоянной связи, - рассказывает Владимир Рублевский. - Ну, к примеру, звонит мне замглавы Центрального района Сергей Орлов. Говорит: мол, завтра мои будут сбрасывать снег там-то. И в зависимости от этой информации я даю задание управлению организовать уборку улицы после очистки кровель и вывоза снега со дворов. При этом мы заключаем с жилищниками договор на оплату этой работы. Ведь ныне порядок таков: каждый платит за уборку и вывоз «своего» снега. Так что за дворы и крыши должны расплачиваться управляющие компании...

И уж, конечно, вряд ли кто-то будет чистить улицу от «своего» снега, если предполагает, что через пару-тройку дней на нее накидают «чужого». Ждет, чтобы потом одним махом убрать все.

Похоже, Сергей Орлов еще не позвонил Владимиру Рублевскому. А потому улицы Рубинштейна, Пушкинская, Достоевского и еще много-много улиц Центрального, да и других исторических районов стоят неубранными, и горожане, чертыхаясь, месят снег ногами.

- Владимир Викторович, а сколько понадобилось бы времени, чтобы очистить город, засыпав его солью?

Этот вопрос явно удивил Рублевского:

- Это же не уборка, а разведение грязи... А мы еще в прошлом году договорились, что город должен оставаться белым... Ну хорошо: снег мы можем растопить за два дня. (Запасы соли с прошлых лет лежат.) Ну зальем город солеными лужами. Это будет хорошо?.. Сейчас, если говорить реально, мы за пару дней вывезем снег с основных трасс и еще дня за три - с второстепенных. Это если не будет нового снегопада.

Но снегопад, похоже, будет. И немалый.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5828) от 11.11.2016.


Комментарии