A. city и храмы
«Круглый стол» «Город и храм» стал самым интересным событием в дискуссионной программе VIII форума градостроительства и архитектуры A. city, который завершился в субботу. Впервые обсуждались важные темы места культовых зданий в городской ткани и стили, которые уместны для проектов новых храмов в Петербурге.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Модератор «круглого стола» Ирина Бебмель, главный редактор журнала «Капитель», начала разговор с показа характерной фотографии, сделанной на ул. Ольги Форш: парк, храм, спортивный комплекс совершенно не увязаны друг с другом, создают впечатление визуального хаоса.
Отец Александр (Федоров) напомнил, что в начале 1990-х годов обсуждалось предложение создать схему размещения новых храмов в Петербурге и зафиксировать ее в Генеральном плане. Эта идея не нашла поддержки у городских властей. Они предпочли рассматривать каждую инициативу отдельно.
К чему это привело сейчас, наглядно показал Павел Никонов, сотрудник института «Петербургский НИПИГрад». Храм недалеко от проспекта Ветеранов будет «посажен» на второстепенной улице, там нашелся свободный участок земли. Между тем совсем рядом проспект Ветеранов образует перелом, куда и просится церковь. Простейшая визуализация, сделанная Никоновым, это легко доказывает. Но участок не был своевременно зарезервирован, важный градостроительный акцент не состоялся.
По мнению отца Александра, сейчас, когда проектируются и строятся комплексы, включающие храмы, здания для образовательных и благотворительных целей, эти комплексы должны стать градообразующими.
И в этом контексте важно понять, что такое доминанта в современном церковном строительстве. В отличие от прошлых веков храмы в Петербурге не могут быть выше современной жилой застройки, где стали привычными дома высотой 25 этажей и больше. Да и нет смысла с ними состязаться.
Художник Иван Уралов, автор проектов нескольких храмов, считает, что оптимальное место для культовых построек – в зеленых зонах или на фоне водных объектов.
Такой пример существует: архитектор Михаил Мамошин показал свой проект комплекса из двух храмов, которые строятся в Колпине.
Что касается стилистики новых культовых зданий, то участники «круглого стола» сошлись на приоритете русской архитектуры прошлых веков. Православие – институт, имеющий тысячелетнюю традицию, архитекторы обязаны это учитывать.
Однако не следует плодить копии – об этом образно говорил Алексей Белоножкин, историк церковной архитектуры. Безусловно, тот, кто берется за проект храма, должен понимать: главное – это функция здания как места для молитвы. И архитектор должен знать, что такое молитва.
Клиповое сознание современного человека требует быстро считываемого знака. В качестве образцов лучше всего подходит мужественная псково-новгородская и классицистическая ордерная архитектура, которая сделала Петербург городом-памятником. Неприемлемы сусальность и узорчатость XVII века, не говоря уже о том, что Белоножкин определил как «старушечье благолепие». Он заметил, что церковное сообщество – заказчики проектов новых храмов – пока не готово полностью отказаться от красивостей.
Важный разговор решено продолжить. Возможно, в Союзе архитекторов Петербурга будет создана постоянная комиссия для обсуждения профессиональных проблем современной церковной архитектуры.
Участники дискуссии только коснулись конфликтных ситуаций, связанных с воссозданием храмов в историческом центре, где сейчас расположены скверы, а также строительства храмов в парках в «спальных» районах. Эта серьезная тема требует отдельного большого разговора с привлечением местных жителей, градозащитников, экологов.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (5422) от 23.03.2015.
Комментарии