50 раз через ноль

Нынешняя зима, по наблюдениям синоптиков, стала рекордной по числу переходов температуры воздуха через ноль градусов. Их уже насчитали свыше пятидесяти. Помимо воздействия на самочувствие петербуржцев такие скачки неоднозначно сказываются на состоянии домов, дорог и прочих инженерных сооружений. Эксперты пока далеки от катастрофических прогнозов, но к следующей «черной зиме», когда небольшой морозец сменяется снегопадом, а тот - ледяным дождем, жилищный фонд нужно подготовить получше. Не случайно же в городской Жилищный кодекс только что добавили новый вид работ - утепление фасадов зданий.

50 раз через ноль | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Мы помним со школьных уроков, насколько коварна вода в твердом состоянии: замерзая и превращаясь в лед, она растет в объеме. И если эта кристаллизация происходит не на улице, а в трещине на камне, то без динамита может разорвать любую породу. Это обстоятельство не только способствует эрозии гор, но и разрушает здания и дороги.

Однако архитекторы и строители работают в холодном климате не одну сотню лет. Они приспособились, иначе бы не стояли дома веками. Но вот вопрос: не часто ли стали в последнее время зимы слишком теплыми? Многократный за один холодный сезон переход через 0 градусов по Цельсию - не усугубляет ли он ситуацию?

Заведующий кафедрой технологии строительных материалов и метрологии, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Юрий Пухаренко утверждает: «Климатические факторы оказывают влияние на здания и сооружения - как готовые, так и те, что еще строятся. Показатели температуры, влажности, количество дождя и снега, уровень солнечной радиации - все эти воздействия закреплены соответствующими нормами и правилами. Правила постоянно актуализируются, их соблюдение, а также контроль за строительными конструкциями в течение всего жизненного цикла (от проектирования до демонтажа) - вещь необходимая».

Президент Санкт-Петербургского союза строительных компаний Владимир Гольман считает страхи о том, что климат меняется, надуманными: «Если специалисты-климатологи видят какие-то подвижки на многолетнем графике температуры, то, как строитель, я уверяю, что эти изменения никак не влияют на строительство. Советским ГОСТом был предусмотрен семикратный запас прочности строительных материалов. Посмотрите: блочные дома семидесятых, рассчитанные на относительно недолгую эксплуатацию, худо-бедно держатся и сейчас. Некоторые - даже без капитального ремонта».

Если «хрущевки» или дома из некачественных стройматериалов стоят дольше, чем рассчитывали послевоенные архитекторы, то, быть может, температурные страхи - плод воображения досужих журналистов?

Профессор Пухаренко замечает, что все неоднозначно. Ведь помимо норм есть еще и такая вещь, как соблюдение технологии. Основным материалом в современном строительстве является бетон, который в зависимости от структуры и свойств может быть конструкционным (воспринимать нагрузки) или выполнять защитные и другие не менее важные функции. В результате воздействия окружающей среды прочность бетона изменяется по сравнению с прочностью бетона, твердеющего в нормальных условиях. Это когда температура воздуха около 20 градусов, а относительная влажность около 100%.

Накопление влаги в конструкциях в зимний период влияет на их долговечность, но только в определенных условиях. Например, при совпадении резких колебаний температуры воздуха и зоны конденсации, наличии циклов замораживания - оттаивания. Если эти факторы складываются, то в этом случае следует ожидать, что конструкции в процессе их эксплуатации потребуют ремонта раньше положенного срока.

«Микротрещины, а также воздушные поры, которые всегда содержатся в любом бетоне (а в пено- или газобетоне в огромном количестве по определению), являются проводниками агрессии со стороны окружающей среды, способной привести к разрушению материала. Таким образом, помимо колебаний температуры наружного воздуха необходимо учитывать и его влажность в районе строительства. Следует отметить, что влага оказывает огромное влияние, очень часто негативное, на функциональные (например, теплотехнические) качества бетона и его долговечность», - резюмирует ученый.

Владимир Гольман как практик полагает, что главное внимание надо уделять качеству производимых материалов, их соответствию заявленным нормативам: чтобы цемент не разворовывали и не заменяли его песком. Тогда и перепады температуры будут не страшны.

С современными материалами, такими как пенобетон, ситуация точно такая же. Он дает усадку от повышенного содержания влаги, причем та может составлять от одного до трех миллиметров на каждый метр возводимой стены. Чтобы этого не случилось, необходимо жестко следовать технологии производства: не добавлять воды больше, чем это предусмотрено по технологии, следить за тем, чтобы влага не попадала на уже готовые блоки, выдержать ровно 28 дней, которые необходимы для полного затвердевания пенобетона. И самое главное - обшить пенобетонную стену защитным покрытием, ассортимент которых сейчас велик.

«К сожалению, сегодня у нас полностью отсутствует контроль качества, и приходится целиком полагаться только на добросовестность производителей», - подводит итог эксперт.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5896) от 27.02.2017.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Рыба-кит» на Неве возмутила петербуржцев
01 Июня 2018

«Рыба-кит» на Неве возмутила петербуржцев

Напротив парка Бабушкина в Невском районе на днях появилось странное плавучее сооружение, внешне напоминающее рыбу. Петербуржцы крайне негативно отнеслись к появлению этого новшества.

Новая схема метро появилась в вагонах поездов
07 Мая 2018

Новая схема метро появилась в вагонах поездов

Новая схема метро появилась в вагонах поездов на зеленой ветке. В нее включены еще не открывшиеся станции.

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

Дыхание футбола
23 Июня 2017

Дыхание футбола

Завтра у сборной России решающий матч Кубка конфедераций - по крайней мере на групповой стадии.

 Как добраться до стадиона
16 Июня 2017

Как добраться до стадиона

Завтра стартует Кубок конфедераций-2017.Комитет по развитию транспортной инфраструктуры разъяснил, каким образом удобнее всего добраться до арены и покинуть ее.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Чувство острого локтя
05 Апреля 2017

Чувство острого локтя

Федеральные телеканалы любят называть мой город «культурной столицей», и меня это всегда немного забавляло. Но вот после понедельничного взрыва в метро разговоры об особой культуре петербуржцев лично ...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Верховный суд сменил зодчего
04 Февраля 2016

Верховный суд сменил зодчего

Отстранение архитектора Максима Атаянца от проектирования комплекса зданий Верховного суда и Дворца танца Бориса Эйфмана между набережной Малой Невы и проспектом Добролюбова стали громким скандальным ...

На маршрутке с «Подорожником»
08 Октября 2015

На маршрутке с «Подорожником»

На остановке, прежде чем войти, женщина спрашивает у водителя: «Подорожник» принимаете?». В ответ слышится что-то невнятное.