50 раз через ноль

Нынешняя зима, по наблюдениям синоптиков, стала рекордной по числу переходов температуры воздуха через ноль градусов. Их уже насчитали свыше пятидесяти. Помимо воздействия на самочувствие петербуржцев такие скачки неоднозначно сказываются на состоянии домов, дорог и прочих инженерных сооружений. Эксперты пока далеки от катастрофических прогнозов, но к следующей «черной зиме», когда небольшой морозец сменяется снегопадом, а тот - ледяным дождем, жилищный фонд нужно подготовить получше. Не случайно же в городской Жилищный кодекс только что добавили новый вид работ - утепление фасадов зданий.

50 раз через ноль | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Мы помним со школьных уроков, насколько коварна вода в твердом состоянии: замерзая и превращаясь в лед, она растет в объеме. И если эта кристаллизация происходит не на улице, а в трещине на камне, то без динамита может разорвать любую породу. Это обстоятельство не только способствует эрозии гор, но и разрушает здания и дороги.

Однако архитекторы и строители работают в холодном климате не одну сотню лет. Они приспособились, иначе бы не стояли дома веками. Но вот вопрос: не часто ли стали в последнее время зимы слишком теплыми? Многократный за один холодный сезон переход через 0 градусов по Цельсию - не усугубляет ли он ситуацию?

Заведующий кафедрой технологии строительных материалов и метрологии, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Юрий Пухаренко утверждает: «Климатические факторы оказывают влияние на здания и сооружения - как готовые, так и те, что еще строятся. Показатели температуры, влажности, количество дождя и снега, уровень солнечной радиации - все эти воздействия закреплены соответствующими нормами и правилами. Правила постоянно актуализируются, их соблюдение, а также контроль за строительными конструкциями в течение всего жизненного цикла (от проектирования до демонтажа) - вещь необходимая».

Президент Санкт-Петербургского союза строительных компаний Владимир Гольман считает страхи о том, что климат меняется, надуманными: «Если специалисты-климатологи видят какие-то подвижки на многолетнем графике температуры, то, как строитель, я уверяю, что эти изменения никак не влияют на строительство. Советским ГОСТом был предусмотрен семикратный запас прочности строительных материалов. Посмотрите: блочные дома семидесятых, рассчитанные на относительно недолгую эксплуатацию, худо-бедно держатся и сейчас. Некоторые - даже без капитального ремонта».

Если «хрущевки» или дома из некачественных стройматериалов стоят дольше, чем рассчитывали послевоенные архитекторы, то, быть может, температурные страхи - плод воображения досужих журналистов?

Профессор Пухаренко замечает, что все неоднозначно. Ведь помимо норм есть еще и такая вещь, как соблюдение технологии. Основным материалом в современном строительстве является бетон, который в зависимости от структуры и свойств может быть конструкционным (воспринимать нагрузки) или выполнять защитные и другие не менее важные функции. В результате воздействия окружающей среды прочность бетона изменяется по сравнению с прочностью бетона, твердеющего в нормальных условиях. Это когда температура воздуха около 20 градусов, а относительная влажность около 100%.

Накопление влаги в конструкциях в зимний период влияет на их долговечность, но только в определенных условиях. Например, при совпадении резких колебаний температуры воздуха и зоны конденсации, наличии циклов замораживания - оттаивания. Если эти факторы складываются, то в этом случае следует ожидать, что конструкции в процессе их эксплуатации потребуют ремонта раньше положенного срока.

«Микротрещины, а также воздушные поры, которые всегда содержатся в любом бетоне (а в пено- или газобетоне в огромном количестве по определению), являются проводниками агрессии со стороны окружающей среды, способной привести к разрушению материала. Таким образом, помимо колебаний температуры наружного воздуха необходимо учитывать и его влажность в районе строительства. Следует отметить, что влага оказывает огромное влияние, очень часто негативное, на функциональные (например, теплотехнические) качества бетона и его долговечность», - резюмирует ученый.

Владимир Гольман как практик полагает, что главное внимание надо уделять качеству производимых материалов, их соответствию заявленным нормативам: чтобы цемент не разворовывали и не заменяли его песком. Тогда и перепады температуры будут не страшны.

С современными материалами, такими как пенобетон, ситуация точно такая же. Он дает усадку от повышенного содержания влаги, причем та может составлять от одного до трех миллиметров на каждый метр возводимой стены. Чтобы этого не случилось, необходимо жестко следовать технологии производства: не добавлять воды больше, чем это предусмотрено по технологии, следить за тем, чтобы влага не попадала на уже готовые блоки, выдержать ровно 28 дней, которые необходимы для полного затвердевания пенобетона. И самое главное - обшить пенобетонную стену защитным покрытием, ассортимент которых сейчас велик.

«К сожалению, сегодня у нас полностью отсутствует контроль качества, и приходится целиком полагаться только на добросовестность производителей», - подводит итог эксперт.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5896) от 27.02.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...