270 судозаходов. Как работает пассажирский порт Петербурга «Морской фасад»

По итогам завершившейся заходом лайнера AIDAbella летней навигации порт впервые за десятилетнюю историю своей работы обслужил более 623 тысяч пассажиров круизных лайнеров. Казалось бы, надо радоваться успеху. Однако по общему числу прибывающих к нам по морю пассажиров Петербург пока многократно уступает соседям.

270 судозаходов. Как работает пассажирский порт Петербурга «Морской фасад» | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

В морском круизном сегменте достижения у нас действительно есть: количество прибывающих на больших и малых лайнерах пассажиров последовательно растет. По словам генерального директора «Морского фасада» Вадима Каширина, в 2019 году порт намерен обслужить не менее 625 тыс. гостей. При этом и объемные, и финансовые показатели главной пассажирской гавани города, которую не без оснований называют одним из наиболее совершенных и современных портов в Европе, постепенно улучшаются. Но все, как известно, познается в сравнении.

Да, по линии морского круизного туризма Петербург не только не уступает соседям - Хельсинки, Таллину и Стокгольму, но даже кое-кого из них опережает. По данным европейской статистики, в 2017-м Стокгольм обслужил около 600 тыс. пассажиров морских круизных лайнеров. Таллин - 560 тысяч, Хельсинки - около 480 тысяч. А наш город - те же 560 тыс. круизеров. В нынешнюю навигацию дела у всех пошли еще лучше: в Петербурге отчитались о 623 тысячах обслуженных круизных туристов, а официальная статистика порта Хельсинки выдала информацию о росте пассажиропотока до 520 тыс. человек. Примерно та же динамика наблюдается в Таллине и Стокгольме. Что неудивительно: круизные лайнеры ходят по Балтике по давно очерченным маршрутам и, как правило, за один рейс бывают во всех интересных пассажирам портах. Включая и Петербург, который круизные операторы считают настоящей жемчужиной.

Однако, если посмотреть на объемы общего пассажиропотока в портах этих четырех городов, охватывает чувство разочарования. Петербург, имеющий один из самых современных пассажирских портов в Европе, многократно получавший разные призы как лучшее круизное направление Балтики и обладающий огромным туристическим потенциалом, за год обслуживает максимум миллион прибывающих по морю гостей. То есть тех, кто использует для путешествий круизные лайнеры и паромы. По официальным данным, в 2017 году общий пассажиропоток порта Хельсинки составил 12,3 млн человек: по этому показателю он признан крупнейшим в мире. В Стокгольме - 11,7 млн. В Таллине - 10,56 млн. А в Петербурге - 0,87 млн пассажиров.

В каждом из названных портов Балтики главный пассажир - пассажир паромов. В порту Хельсинки, к примеру, из всех перевезенных из него пассажиров в прошлом году 9 миллионов зарегистрированы на маршруте парома из столицы Финляндии в Таллин. А еще 2,3 млн человек «сходили» на паромах из Хельсинки в Стокгольм. По сравнению с этими цифрами показатели петербургского паромного туризма явно не впечатляют. Впрочем, удивляться здесь тоже нечему, поскольку в северную российскую столицу из других балтийских портов фактически ходит всего одно судно. Тогда как на иных маршрутах их много, а частота и скорость выполнения рейсов позволяют рядовому финну «сгонять» в Таллин в течение дня. К примеру, один из паромов отправляется из Хельсинки в Таллин вечером, а уже утром возвращается обратно (весь тур длится всего 13 часов).

По словам вице-мэра Таллина Айвара Рийсалу, за год гостей из-за кордона (а по большей части это паромные и круизные пассажиры) в столице Эстонии бывает ровно в десять раз больше, чем в нем имеется жителей. В 2017-м они оставили в Таллине почти 960 млн евро (около 75 млрд рублей)... По оценке Вадима Каширина, в Петербурге каждый пассажир круизного лайнера тратит в среднем 100 евро. И получается, что у нас выручка от этого направления туризма составляет в лучшем случае 5 млрд рублей.

Изменится ли что-то в расстановке паромно-круизных сил на Балтике в ближайшем будущем? Маловероятно. Порт «Морской фасад» в отличие от своих собратьев в других городах Балтики и в 2019-м фактически будет работать только в сезон, с конца апреля по конец октября. Ведь соответствующий грузо-пассажирскому статусу пункт пропуска через государственную границу, скорее всего, заработает в нем только к концу года.

Да, планы по изменению ситуации есть. В частности, директор петербургского Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская подтверждает, что город намерен объединить все силы по приему паромных и круизных туристов под одним крылом. «Нужно создавать единую инфраструктурную систему, которая будет способна оказывать услуги мирового качества всевозрастающему числу туристов», - говорит она. Поэтому и идет речь об объединении в единый комплекс с «Морским фасадом» Морского вокзала, а также вхождении в этот проект ряда земельных участков, на которых со временем планируется возвести все нужные для приема и обслуживания «водных» гостей объекты. Однако все это появится не завтра - вплоть до 2030 года.

Как считают эксперты, существенно изменить ситуацию могут меры не столько инфраструктурного, сколько организационного характера. В частности, дальнейшее ослабление визового режима. Ведь из 623 тыс. круизных туристов в навигацию 2018 года начали или завершили тур в Петербурге всего... 15 тысяч человек (около 2,5%). «Ныне действующий визовый режим является сдерживающим туризм фактором, - считает Вадим Каширин. - Если он будет облегчен, это приведет и к общему росту количества пассажиров, и к увеличению числа тех, для кого Петербург станет местом начала круиза».

Но и здесь местные инициативы упираются в федеральные правила: пока «добро» на такие меры не дадут на общероссийском уровне, необходимость получения визы по-прежнему будет останавливать желающих побывать в Петербурге и отправиться из него в путешествие по морю.

#порт #туризм #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6314) от 02.11.2018 под заголовком «270 судозаходов».


Комментарии