Уходя — плати. Когда автозаводы продолжат работу?

Как и предполагали в Смольном, ситуация с затянувшимся простоем петербургских автозаводов разрешилась в сентябре — правда, разрешилась лишь отчасти и не слишком оптимистично. Если Nissan и Hyundai продлили паузу как минимум до начала следующего года, то Toyota объявила об окончательном уходе из Петербурга. Однако японский концерн попрощался с нашим городом так красиво, что вряд ли его теперь уже бывшие сотрудники остались в обиде.

Уходя — плати. Когда автозаводы продолжат работу? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Деньги и свобода

Итак, Toyota официально подтвердила закрытие сборочной площадки в Шушарах в Петербурге, а также «оптимизацию» московского офиса. Общее количество сотрудников составляет 2350 человек. Представители Toyota в своем пресс-релизе подчеркнули, что «компания не видит реалистичной возможности для возобновления производства в будущем». При этом японская компания обещает значительные компенсационные выплаты своим российским сотрудникам, а также заявляет о продолжении послепродажного обслуживания машин марок Toyota и Lexus и поддержке дилерской сети.

Как оказалось, рабочие автомобильного завода Toyota, коротая время на подработках, напрасно надеялись на скорое возобновление деятельности предприятия, зато не напрасно рассчитывали на солидные выплаты. По словам руководителя профсоюзной организации петербургского завода ООО «Тойота Мотор» Марины Сташкевич, на общезаводском собрании в конце сентября работникам предложили программу добровольного расторжения трудовых договоров «по соглашению сторон», включающую повышенную компенсацию — от 12 окладов плюс еще по одному окладу за каждый отработанный год. То есть, если человек трудился на заводе 12 лет, он получит аж 24 оклада. Кроме того, добровольно покинувшим компанию сохранят медицинскую страховку на весь следующий год и в придачу оставят корпоративные ноутбуки и смартфоны.

Для сравнения, работникам соседствующих автозаводов Hyundai и Nissan предлагают полюбовно разойтись «по соглашению сторон» всего за 5 окладов. Можно вспомнить также историю закрытия всеволожского автозавода Ford Sollers, где в марте 2019 года подавляющее большинство заводчан согласились с программой добровольного увольнения с выплатой компенсаций в размере от 5,5 до 12 окладов в зависимости от стажа, тогда как профсоюз добивался выплаты 24 окладов.

В Смольном сумму поддержки называют беспрецедентной и сообщают, что совместно с компанией окажут всю необходимую поддержку сотрудникам завода по их дальнейшему трудоустройству на предприятия ОПК. К слову, заводчан уже зовут к себе «Силовые машины» и Кировский завод, поскольку квалифицированные рабочие всегда востребованы и входят в топ дефицитных профессий. В любом случае для сотрудников такой вариант неплох: они получат деньги, на которые можно жить как минимум полгода, а также профессиональную свободу. Кстати, в оборонном комплексе рабочие руки сейчас очень нужны: многие предприятия уже давно работают в три смены, к тому же неизбежны потери рабочей силы из‑за частичной мобилизации.

Как рассказали в комитете по труду и занятости населения, на данный момент ООО «Тойота Мотор» о сокращении работников Службу занятости не уведомляло. Впрочем, если увольнение происходит «по соглашению сторон», этого и не требуется.

В погоне за суверенитетом

Напомним, завод в Шушарах находился в простое с марта. Это единственная сборочная площадка Toyota в России, причем ее мощность, по российским меркам, довольно велика: до 100 тысяч автомобилей в год. Невзирая на то что петербургский завод компании проработал 15 лет, все же так и не захотел в неблагоприятные для бизнеса времена обеспечить нашу страну комплектующими. На данный момент в Минпромторге совместно с правительством Санкт-Петербурга прорабатывают возможные сценарии покинутой площадки. Производственные корпуса завода Toyota площадью 139 тыс. м2 располагаются на участке 224 га — напротив станции метро «Шушары».

«Собирать машины других марок предприятие не сможет, вариант только — переделывать все производство, — считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — Несмотря на обсуждение продажи завода, найти покупателя в нынешних экономических условиях будет нелегко. У нас избыток производственных мощностей, есть из чего выбрать. Потенциальные покупатели — это, ­разумеется, китайские производители. Большой вопрос, будут они покупать это предприятие или нет. Так или иначе, производство автомобилей Toyota здесь возобновлять уже не станут. Соответственно, если компания делает такой шаг, она не уверена вообще в своем дальнейшем активном функционировании на российском рынке, это значит, что и потенциальное возрождение поставок по импорту — тоже под большим вопросом. Проблема с поставками запчастей, вопрос гарантийного обслуживания тоже усугубляют эти проблемы», — добавил автоэксперт.

Однако партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто предполагает, что серьезных проблем с запчастями Toyota в ближайшее время не будет.

«Есть ощущение, что это на данный момент, скорее, консервация предприятия. Продавать завод из‑за того, что нет поставки комплектующих, кажется странной идеей. Кроме того, нужно помнить, что уход с рынка касается не только самого предприятия — если говорить о производственной части бизнеса. Кроме завода у Toyota здесь расположено много поставщиков, те же «Тойота Бошоку». В случае ухода автобренда это означало бы и их закрытие. Помимо этого — потерю рынка в России и ближайших к ней странах. Ранее по аналогичному пути консервации пошел General Motors, который законсервировал российское производство в 2015 году. Впоследствии, правда, оно было продано, но до закрытия сделки потребовалось 5 лет», — прокомментировал новость автоэксперт Денис Гаврилов.

Между тем на калининградском заводе «Автотор» практически решили производственную проблему с занятостью трудового коллектива. В последнее время конвейер запускали в рваном режиме, по мере появления комплектующих для корейских марок Hyundai и Kia. Некоторые машины были вынуждены доукомплектовывать после сборки. Как рассказал руководитель «Автотора» Владимир Щербаков, завод уже нашел новых партнеров, но детали пока неизвестны. По всей вероятности, речь опять же идет о китайских марках. Контрактное производство Hyundai и Kia, которые собирали на «Автоторе» по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов, завершится уже в октябре. Затем предприятие закроют на переналадку, после чего за­пустят сборку новых моделей. Руководство завода рассчитывает выйти на серьезные объемы производства уже в следующем году.

Что касается моделей Hyundai и Kia, то они будут поставляться в Россию из Кореи. И не факт, что их локальное производство в будущем будет возобновлено, считают аналитики. Появилась также информация, что японский автоконцерн Isuzu может полностью прекратить производство грузовиков и пикапов на заводе в Ульяновске.

Ожидается, что обновленная стратегия развития автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2035 года должна обеспечить технологический суверенитет отечественного автопрома. Вскоре Минпромторгом совместно с Минэкономразвития будет разработан план мероприятий по ее реализации.


#завод #сотрудники #выплаты #автомобили

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7267) от 03.10.2022 под заголовком «Уходя — плати».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
19 августа 2019

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?

Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
14 августа 2019

В Петербурге растут цены на жилье

Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
05 августа 2019

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?

Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
26 июля 2019

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику

Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
17 июля 2019

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?

Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
10 июля 2019

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей

Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
02 июля 2019

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?

Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
19 июня 2019

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится

Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
18 июня 2019

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю

О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
11 июня 2019

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака

Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
10 июня 2019

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Город готов начать строительство новой магистрали.