Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые всерьез заговорили только в 2014 году, когда этот вопрос был поднят на одном из заседаний Организации Объединенных Наций. Тогда идею не поддержали, но уже в 2019-м целый ряд европейских компаний предложил сотрудникам перейти на четырехдневную рабочую неделю, сохранив их зарплату на прежнем уровне.
Иллюстрация pixabay.com
Как так? Вряд ли стоит говорить о том, что переработка негативно влияет на человеческий организм. Об этом свидетельствует хотя бы опыт Японии и Южной Кореи, где принято работать до 55 часов в неделю и нередко без выходных. Как результат, именно в Японии появился термин «кароси», означающий внезапную смерть на рабочем месте от переутомления. А авторитетный медицинский журнал The Lancet, проанализировав данные исследований более чем 600 тыс. человек из США, Европы и Австралии, пришел к выводу: у людей, работающих 55 часов в неделю, риск получения инсульта на треть выше, чем у тех, кто трудится не более 40. Мало того: переработки ведут к повышению риска развития ишемической болезни сердца и ослаблению психического здоровья.
Опыт одной из компаний Новой Зеландии, которая в 2018-м успешно провела «испытания» четырехдневки, показал: она позволяет значительно снизить стрессовую нагрузку на сотрудников, сохранив при этом нужный работодателю уровень производительности труда. «При сокращенном рабочем дне сотрудники не отвлекаются на соцсети и посторонние разговоры - у них достаточно времени для этого вне работы, - констатировали экспериментаторы. - В офисе они полностью сосредоточены на выполнении своих обязанностей».
Как результат, в 2019 году целый ряд европейских компаний либо уже внедрил четырехдневку, либо намерен сделать это в ближайшее время. Идею поддержали и профсоюзы: в Великобритании представители тредюнионов уверены, что роботизация и автоматизация вполне могут позволить людям трудиться меньше прежнего. И даже лидер британской Лейбористской партии Джереми Корбин заявил, что будет выступать за сокращение рабочего дня до шести часов. «Предложим переход на шестичасовой рабочий день в нашей программе «Рабочее место-2020», - заявил он. - Это будет самое важное событие в истории трудового права страны».
Впрочем, уже сейчас в Европе не слишком перетруждаются. Здесь в среднем принята рабочая неделя продолжительностью 40 часов. Однако в Европе таковой практически нигде уже не наблюдается: в разных странах она составляет от 29 (в Голландии) до 39 часов (в Великобритании). При этом среднеевропейская норма (35 рабочих часов в неделю) принята в Германии, Ирландии, Швейцарии, Бельгии, Франции и других странах, а в Дании или Норвегии она составляет 33 рабочих часа в неделю.
Причем во всех скандинавских странах в ходу гибкий график труда и 5 недель оплачиваемого отпуска в год: в той же Норвегии работать неполный рабочий день считается нормой, а большая часть сотрудников компаний отправляются домой не позднее 16.00. В Швеции или Италии принято работать не больше 36 часов в неделю, и за сверхурочные сотрудникам хорошо доплачивают. А если контролеры выясняют, что работники той или иной компании регулярно задерживаются на службе, работодателя могут оштрафовать за неправильную организацию труда.
Что касается ведущих экономик мира, их успех достигается и большими трудовыми вложениями. Так, жители США и Китая работают примерно одинаково - до 46 часов в неделю. В этих странах процесс усечения рабочего времени пока идет с большим трудом: четырехдневкой или сокращенным рабочим временем могут похвастать лишь представители отдельных предприятий из наиболее продвинутых отраслей экономики.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6461) от 18.06.2019 под заголовком «Работать меньше, получать по-прежнему».
Комментарии