Мода по-русски. Трикотаж из Петербурга покупают в Италии и Китае

Российский трикотаж не выдерживает ценовой конкуренции с масс-маркетом азиатских стран, зато отлично конкурирует с европейскими трикотажными изделиями в более высоких сегментах: средний плюс, премиум и люкс. В результате к трикотажным изделиям, созданным в том числе и на петербургских фабриках, проявляют интерес и Китай, и эпицентр трикотажной моды - Италия. К примеру, в этом году коллекция нашего трикотажного бренда успешно выставляется в шоу-руме Милана, привлекая внимание иностранных байеров (профессиональных закупщиков товаров).

Мода по-русски. Трикотаж из Петербурга покупают в Италии и Китае | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Не «атомом» единым

На фоне установленных государством барьеров для ввоза в нашу страну импортных товаров отечественные фабрики вдохновились и взяли курс на техническое переоснащение. В России в целом, да и в нашем городе в частности, стали появляться современные трикотажные производства полного цикла, не уступающие фабрикам Турции и Италии.

Сейчас больше всего трикотажных фабрик находится в Москве и Московской области, Ивановской и Тверской областях, Ростове-на-Дону, Смоленске. Есть и наши: Ленинградская область известна трикотажной фабрикой «Элком» в городе Сосновый Бор. Это предприятие с производительностью 350 тысяч изделий в год планомерно расширяет парк оборудования и ставит перед собой серьезные задачи.

Так, в конце прошлого года на I Международной выставке импорта в Шанхае производитель из Ленобласти представил инвестиционный проект создания первого в России вискозного комбината. Этим проектом заинтересовалась Сычуаньская экспортная корпорация (КНР). По словам директора сосновоборского предприятия Анатолия Симанова, комбинат обеспечит отрасль вискозным сырьем, которое в России не производится с 1990-х. Тем более что потенциал для развития этой отрасли в Ленобласти большой, ведь вискоза делается, как мы знаем, из «елки», а хвойных лесов у нас немало.

Мастера кеттельной сборки

В Петербурге работают более десяти средних и малых трикотажных предприятий. Например, не так давно появилась фабрика полного цикла с производительностью более 200 тысяч изделий в год, которая работает с натуральным шерстяным сырьем. Именно туда я и отправилась, чтобы развеивать миф об отсутствии российского трикотажа. Даже не верится, что в непрезентабельных лабиринтах производственной территории «Красного треугольника» находятся просторные цеха, оснащенные современными японскими машинами, которые по заданной программе самостоятельно вывязывают купоны (полуфабрикаты) будущих изделий в виде полочек, спинок, воротничков и рукавов, удовлетворяя фантазии самых креативных дизайнеров.

«Это оборудование может работать с любым сырьем вплоть до металлических нитей, - рассказывает основатель и директор трикотажной фабрики «Эколайф» Татьяна Затравина. - Есть у нас и аксессуарная машина, которая целиком создает небольшие изделия (шапки, перчатки, маечки) без швов. Совсем скоро появятся подобные цельновязные машины для создания более масштабных вещей».

Понятно, что изделие, связанное целиком или собранное из отдельных связанных элементов, считается более качественным, чем скроенное из полотна. К слову, одной из сложных и дорогостоящих швейных операций в производстве вязаных изделий является обработка швов на кеттельных машинах. Кеттельщицы практически вручную надевают все петельки купона на отдельные крючочки, в результате готовое изделие получается с ювелирно соединенными швами. Такая сборка используется в производстве дорогих изделий, более простые стачиваются на швейных машинах.

Кроме раскройного и вязального цехов трикотажное производство имеет цех, в котором вязаные полуфабрикаты подвергают влажно-тепловой обработке с использованием специальных размягчителей и улучшителей. Благодаря им готовое изделие становится более пушистым и мягким и держит форму.

С худой овцы хоть шерсти клок

Одна из главных проблем российской трикотажной индустрии - натуральное шерстяное сырье. Мало сплести нитку, нужно иметь овец, которые будут давать материал нужного качества. А с этим в нашей стране пока напряженка. В результате пряжа, которую производят отечественные фабрики, не всегда соответствует запросам потребителя. Ситуацию спасает разношерстный ассортимент трикотажного сырья от многочисленных зарубежных поставщиков. В этом списке трикотаж из Китая, Турции, Узбекистана, европейских стран. Особое место занимает сырье из Белоруссии.

«Изначально мы планировали работать исключительно на российском и белорусском сырье, - говорит Татьяна Затравина. - Но когда мы стали выпускать массовый продукт для федеральных сетей, поняли, что предприятие несет убытки. Дело в том, что азиатские страны дают очень похожий по качеству продукт, в сравнении с которым отечественные изделия не выдерживают ценовой конкуренции. При этом российская продукция отлично конкурирует с европейскими трикотажными изделиями в сегментах средний плюс и люкс. Изучив рынок, мы решили работать в этих сегментах. В результате нам пришлось отказаться от отечественного сырья и сосредоточиться на качественных кашемире, мериносе, мохере, произведенных в Италии. Также мы работаем с монгольским кашемиром».

В поисках дессинатора

Несмотря на то что отечественная трикотажная отрасль активно развивается, на рынке по-прежнему катастрофически не хватает специалистов этого производства. Дессинаторов, технологов, конструкторов, профессиональных швей и кеттельщиц не найти днем с огнем. При этом рынок заполонен дизайнерами с амбициями, которые понятия не имеют, что такое производственный процесс.

«Когда мы запускали производство, искали специалистов по всей России. К примеру, дессинатора привезли из Молдавии, - делится Затравина. - Поскольку сегодня в России практически нет учебных заведений, обучающих специалистов-трикотажников, то нам приходится их воспитывать самим, организуя мастер-классы, в том числе с иностранными мастерами».

«С трикотажем я работаю всю жизнь, начинала еще в Ленинградском доме моделей трикотажных изделий, - вспоминает ведущий конструктор фабрики Ирина Чуйкова. - За это время многое изменилось. Понятно, что в свое время я делала ручные лекала. Попав на это предприятие, получила возможность совершенствовать свои знания и навыки. К примеру, я освоила современные специализированные компьютерные программы, благодаря которым работа на трикотажном производстве стала эффективнее и интереснее. Но, работая даже с самыми умными машинами, специалист-трикотажник должен оставаться художником, влюбленным в свою работу».

Подоплека свитера

Что касается актуальных тенденций отрасли, то в последнее время трикотаж активно завоевывает мировой модный рынок. В подавляющем большинстве брендов трикотажные изделия составляют 30 - 40% от общего ассортимента. И если раньше трикотаж любили в основном в северных странах, то сегодня он популярен повсеместно и всесезонно. Трикотаж незаменим в спортивных линиях, из него начали шить наряды для торжественных случаев, он проник даже в обувную отрасль. Последний хит, который осваивают известные обувные бренды, - трикотажные кроссовки.

Однако, несмотря на активное развитие трикотажного рынка, у него пока еще есть свободные ниши - например, одежда для мужчин и молодежные коллекции.

Из числа негативных тенденций стоит отметить обманчивость современных трикотажных изделий. Зачастую современные вещи благодаря современным технологиям могут быть привлекательными и приятными на ощупь, при этом после первой же стирки превратиться в тряпки.

Подобное происходит из-за некачественного сырья или нарушения технологии производства. Недобросовестные бренды презентуют свою продукцию как 100-процентный натуральный трикотаж, используя при этом переработанную шерсть, созданную в странах третьего мира из непроданной одежды. Невостребованные кофточки и джемперы перемалывают в текстильную пыль, из которой создают нити, производят полотно и, соответственно, новую одежду. Чтобы переработанная пряжа была прочнее, в нее добавляют полиэстер. Только вот в большинстве случаев про эту добавку на маркировках указать «забывают». Времена, когда производитель честно раскрывал состав, даже если в него входило хотя бы 3% примесей, канули в Лету. Сегодня в шерстяных нарядах может скрываться до 30% примесей.

В некоторых случаях с ходу распознать состав новой трикотажной вещи, понять, было ли нарушение технологии ее производства, не сможет даже специалист. Все тайны свитера проявляются в процессе его носки и после первой стирки, когда некачественная вещь теряет форму, обрастает катышками. Чтобы не попасться в эту трикотажную ловушку, специалисты советуют приобретать вещи проверенных брендов.

МЕЖДУ ТЕМ

По данным аналитической компании BusinesStat, за последние пять лет продажи трикотажной одежды в России увеличились на 3,7%. Особенно активно рос сегмент верхней трикотажной одежды: продажи мужской верхней трикотажной одежды увеличились на 74,1%, женской - на 71,1%.

Снижение продаж было зафиксировано лишь по двум категориям: по корсетным изделиям, подтяжкам и подвязкам (на 15,4%) и по женским бельевым изделиям (на 8%).

По прогнозам аналитиков, в 2019 - 2023 гг. продажи трикотажной одежды будут расти на 1,6 - 3% в год. В 2023 г. этот показатель достигнет 1,4 млн штук, что превысит уровень 2018 г. на 12,4%.

Читайте также об актуальных трендах швейной промышленности.

#промышленность #трикотаж #отечественный производитель #Санкт-Петербург #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (6413) от 03.04.2019 под заголовком «Трикотаж делюкс по-петербургски».


Комментарии