Экономический индекс Петербурга и Ленобласти: торговля царствует, IT рулит

Сегодняшний выпуск «Индекса недели» (кстати, 500-й в нашей газете) мы посвятили теоретической, на первый взгляд, проблеме: как за минувшие 100 лет изменились многие экономические понятия. Взять, к примеру, внутренний валовой продукт (ВВП) государств. Еще лет 100 назад он в значительной степени формировался реальным сектором народного хозяйства - заводами, пароходами и недвижимостью. Вклад банковского сектора в ВВП был незначительным, сектор нефинансовых услуг и вовсе не отражался в структуре ВВП, равно как и нематериальные активы. В наши дни компании из IT-сектора могут купить гигантов производства и, образно говоря, даже не заметить этого приобретения на своем балансе. Впрочем, от общих оценок перейдем к конкретным цифрам, и отчет Петростата о социально-экономическом развитии Петербурга и Ленинградской области за январь - сентябрь 2018-го нам будет в помощь.

Экономический индекс Петербурга и Ленобласти: торговля царствует, IT рулит | Фото: «СПб ведомости»

Фото: «СПб ведомости»

Наступление на реальный сектор

Недавно Петростат опубликовал статсборник «Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2014 - 2016 гг.», в котором в числе прочего публикуется структура валового регионального продукта (ВРП). Напомним, что он отражает валовую добавленную стоимость в основных ценах по видам экономической деятельности в городе и области и рассчитывается из-за длительности сбора информации с временным лагом.

Итак, в 2016 году в общей структуре петербургского ВРП 24,9% приходилось на операции с недвижимостью, 20% - на торговлю, 16,7% - на промышленность, 13% - на транспорт и связь, 5,5% - на здравоохранение и соцуслуги, 5,1% - на строительство. Однако ВРП - показатель котловой, который как бы накапливает год от года добавленную стоимость по всему народному хозяйству. Кстати, ВРП северной столицы в 2016 году составил 3,7 трлн рублей.

В качестве более свежей оценочной шкалы выберем структуру оборотов предприятий разных отраслей экономики. Данный показатель можно также считать базисным, однако его величины отличаются от ВРП.

По данным Петростата, совокупный оборот предприятий и организаций северной столицы в январе - сентябре 2018 года достиг 8,9 трлн рублей. Это на 12,8% больше, чем годом ранее. Обрабатывающие производства удерживают внушительную долю в совокупном обороте компаний - 32%. Но заводы и фабрики, как и предполагали экономисты, пальму первенства передали торговле. В петербургской экономике оптовая, розничная торговля и продажи автотранспортных средств в структуре оборотов предприятий «заняли» уже 42,6%. На третьем месте - транспортировка и хранение (6,4% в структуре оборотов), на четвертом - строительство (3,4%), на пятом - энергетика (3,1%), на шестом - IT-сфера и связь (2,9%).

На защите форпостов

В Ленинградской области распределение экономических флагманов несколько иное. Так, промышленность по-прежнему «рулит», занимая 30,8% областного ВРП (по данным за 2016-й). На втором месте в структуре валового регионального продукта - транспорт и связь (14,3%), на третьем - торговля (11,7%), на четвертом - строительство (10,3%). Пятое место с 9,7% ВРП заняла торговля. В абсолютном исчислении ВРП Ленобласти в 2016 году достиг 914 млн рублей.

Теперь рассмотрим отраслевую структуру оборотов предприятий и организаций Ленобласти, которые в январе - сентябре текущего года «потянули» на 1,7 трлн рублей. В 47-м регионе обрабатывающие отрасли вне конкуренции: 45,4% от общерегионального оборота предприятий. Торговля довольствуется 24,8%, энергетика - 8,7%, транспортировка и хранение - 8,5%, строительство - 4,1%.

Как видим, гипотеза о смене приоритетов экономического развития подтверждается. Более того: в этой реформации нет ничего странного. До промышленной революции XIX - XX веков основу народного хозяйства любой страны составляли промышленность и аграрный сектор. Сфера недвижимости не могла быть драйвером роста, потому что земля долгое время не была объектом купли-продажи во многих странах. Латифундисты Южной Америки, как могли, тормозили перевод земельных участков в хозяйственный оборот, что вызвало миграцию населения и гипертрофированный рост приморских городов.

Банковский капитал также был «зашит» в промышленность, которую финансовые структуры и кредитовали. Заводы и фабрики всегда были надежными залогами.

Торговля заявила о себе в полный рост уже в послевоенные годы, на первой волне глобализации. Ее двигателями стали восстановление Европы, позже - японское экономическое чудо, за которым последовало тайваньское и китайское чудеса.

Улучшители статистики

Сегодня Петербург и Ленобласть прочно встроены в торговые и логистические сети. Можно сказать, что они и сами давно стали узлами этих сетей. Частенько в статистике мы видим картину, когда обороты оптовой и розничной торговли в Петербурге вдруг вырастают в разы. Загадок в этом нет, причина таких «прыжков» - очередной ретейлер федерального масштаба решил прописаться в Петербурге и открыл большой магазин или склад. На самом деле, конечно, к северной столице это экономическое чудо не относится, потому что такие логистические центры обслуживают, как правило, столичных торговцев. Но петербургскую (а иногда и областную) статистику улучшают.

Куда интереснее вопрос, насколько влияют на ВРП нематериальные активы - бренды, технологии, разработки, патенты и т. п. Увы, легкого ответа на этот вопрос мы не найдем. По данным Петростата за I полугодие 2018-го, в структуре петербургских инвестиций в основной капитал 46,3% приходилось на машины и оборудование, 39,2% - на здания и сооружения и лишь 2,4% - на объекты интеллектуальной собственности. В Ленобласти эти показатели составляли 43,1%, 39,7 и 0,2%, соответственно.

Тем не менее именно эволюция нематериальных активов ключевым образом изменила роль и вес промышленности в народном хозяйстве. Интеллектуальные разработки позволили существенно снизить материалоемкость продукции, частично исключить человеческий фактор на производстве, заменив людей роботами. В итоге затраты на материальное производство снизились, зато во всем мире возросла капитализация разработчиков технологий, стартапов. Появились революционные инновации - например, аддитивные технологии, позволяющие с помощью лазера «выращивать» детали любой сложности для электроники, робототехники, двигателестроения и космического приборостроения. Осталось дождаться плодов четвертой промышленной революции, когда на принтере можно будет напечатать не только турбинные лопатки, но и целые фабрики.

#промышленность #экономика #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6309) от 26.10.2018 под заголовком «Торговля царствует, IT рулит».


Комментарии