Сколько стоит шопинг? Новогодние траты россиян

Никогда россияне не тратят столько сил, времени и средств на выбор подарков и праздничных товаров, как в период подготовки к Новому году. Вот и сейчас, несмотря на все потрясения, петербуржцы не собираются отказываться от многолетних привычек и уже отправились в предновогодний шопинг по торговым центрам и магазинам.

Сколько стоит шопинг? Новогодние траты россиян | ФОТО SOPA Images via ZUMA Wire/ТАСС

ФОТО SOPA Images via ZUMA Wire/ТАСС

Деньги — лучший подарок?

Аналитики «Яндекс Маркета» выяснили, что почти половина (42 %) наших соотечественников считают, что самый лучший подарок — это конверт с деньгами. Как и полагается жителям XXI века, 28 % респондентов мечтают получить на праздник электронику или «умное» устройство. Также в списке желанных подарков косметика и парфюмерия (12 %), алкоголь и кондитерские изделия (11 %), одежда и украшения (10 %). При этом сами дарить россияне собираются конфеты и алкоголь (29 %), парфюмерию и косметику (24 %), игрушки/сувениры (21 %), а также одежду и аксессуары (15 %).

В последнее время в качестве подарков особой популярнос­тью пользуются аутентичная продукция и подарочные наборы ручной работы (косметические и уходовые средства, съедобные подарки, бижутерия и т. д.), продукция народных промыслов, бойкая торговля которыми в основном происходит в соцсетях. Также эту продукцию можно найти на городских рождественских ярмарках, куда народ приходит не только за подарками, но и за праздничным настроением.

Распределяя личный бюджет, 30 % россиян готовы потратить на новогодние подарки до 5 тыс. рублей, 28 % — до 3 тыс., 23 % — до 10 тыс., 8 % — до 15 тыс. и только 6 % имеют возможность выделить на подарки 20 тыс. рублей. Хотя на практике люди обычно тратят на подарки больше, чем запланировали. Более того, специалисты сервиса SuperJob заметили, что россияне больше любят делать подарки, чем получать их.

Бриллиант под елочкой

В предновогодние дни оживились любители дарить ювелирные украшения. Преподнести изделия с драгоценными камнями готовы 32 % граждан. Ювелирная сеть SunLight зафиксировала рост онлайн-продаж на 43 % уже в третьем квартале 2022 года. Общее количество украшений, купленное в этот период, превысило миллион штук, что на 20 % больше аналогичного периода прошлого года.

Наибольший объем продаж был зафиксирован в категории «золотые украшения с бриллиантами». Показательно, что средний чек в сети вырос именно по причине переключения спроса на золотые украшения премиум-сегмента. А для тех, у кого не хватает средств на покупку дорогого подарка, в некоторых торговых точках работают ломбарды, где можно обменять старые ювелирные украшения из золота на новые.

Согласно исследованию ювелирного бренда Sokolov и аналитического агентства A2:Research, 27 % россиян предпочитают украшения с драгоценными камнями (бриллиантами и алмазами), а 23 % — фианиты. Любопытно, что больше всего драгоценные камни любят именно в Петербурге, за ним следуют Саратов и Екатеринбург.

Вы нарядитесь на бал?

Если драгоценности вручают, то одежду люди, как правило, дарят себе сами. Сегодня в одежных магазинах много представительниц прекрасного пола, которые с удовольствием выбирают обновки и наряд для новогодней ночи. Несмотря на то что весной из России официально ушли многие иностранные ретейлеры, в большинстве случаев предлагаемого ассортимента покупательницам хватает.

Тем более что около двадцати международных брендов, к которым привыкли петербурженки, просто сменили вывеску. Среди них Sneaker Box вместо Reebok, NAM вместо Deichmann, Move вместо Helly Hansen и другие. Бывшие бренды польской LPP (Reserved, Mohito, Sinsay, House, Cropp) работают под новыми именами Re, Mo, СИН, ХС и «Сr.Плюс».

Появились даже новые, ранее не представленные международные бренды. Согласно исследованию консалтинговой компании NF Group (бывшая Knight Frank), в десяти основных торговых центрах Петербурга работают 147 зарубежных ретейлеров из 24 стран. Причем четыре зарубежных оператора впервые вышли на рынок Петербурга во втором полугодии 2022 года. Лидер среди стран по количеству представленных брендов в Северной столице (около сорока) — Италия. Появилось много нарядов из Турции. Открылся и магазин английского бренда, специализирующегося на детской одежде и аксессуарах.

Кроме праздничной нарядной одежды увеличились продажи свитеров и носков с новогодней тематикой. Вырос спрос и на карнавальные костюмы, но в данном случае люди стараются такие наряды не покупать, а брать напрокат.

Ценник с колючками

Что касается общих новогодних трат, то, по данным ресурса оператора фискальных данных ресурса «Платформа ОФД» («Чек Индекс»), в последние годы россияне даже при подготовке к главному празднику стараются экономить. Особенно на елках (как живых, так и искусственных). Эта тенденция особенно актуальна по отношению к импортным елям, которые по понятным причинам в этом году подорожали.

Несмотря на то что поставки искусственных елей от европейских производителей в этом году заметно сократились, елочного дефицита не ожидается. Во-первых, на складах сохранился достаточный запас с прошлого года. А во‑вторых, выросли альтернативные поставки от белорусских и российских производителей, которые делают елки из отечест­венного сырья и не тратятся на сложную логистику.

На рынке же натуральных елей лидируют, разумеется, отечест­венные растения. Тем не менее, по информации Рослесинфорга, за последние пять лет объемы заготовки живых елей упали в два раза. Это связано со снижением спроса, на который влияет тренд на экономию, трудности утилизации деревьев, переход на малометражное жилье. При этом стоимость заготовки новогодних деревьев не изменилась (максимум 80 рублей за штуку), соответственно, цена на такие деревья останется в прежних рамках. Кроме того, некоторые прагматичные россияне покупают елки в горшках, чтобы весной высадить их на даче.

А вот елочные украшения, даже с учетом режима экономии, народ все‑таки покупает, обновляя домашние коллекции. Согласно данным онлайн-сервиса доставки продуктов «СберМаркет», количество заказов с елочными украшениями увеличилось уже в ноябре. Жители нашей страны чаще всего покупают пластиковые и стеклянные шары. Самый популярный цвет белый, дальше идут синий и серебристый. При этом петербуржцы отдают предпочтение наборам из золотистых шаров. Также на берегах Невы популярен красный цвет. Кроме шаров люди покупают елочные верхушки, украшения в виде сосулек и колокольчиков, светодиодные фигуры.

Обновляют жители Петербурга и Ленобласти и запасы электрических гирлянд. На «огоньки» петербуржцы готовы потратить от 800 – 900 рублей, хотя цены на некоторые позиции этих товаров выросли до 20 %.

А вот к фигуркам кроликов (символ наступающего 2023 года) в Северной столице отнеслись нейтрально. Зато их с удовольствием покупают в южных регионах страны. Жители же Новосибирска зачем‑то скупают искусственный снег.

Кроме того, в этом году хорошо идут продажи товаров для домашнего декора. Согласно результатам исследования Fix Price и Romir, две трети опрошенных россиян (75,1 %) обычно закупаются декором на Новый год и Рождество, и только 22,9 % — на день рождения. В топе покупок свечи и ароматы для дома (их выбирают 37,9 % россиян), пледы (33,9 %), картины и фоторамки (31,6 %), скатерти (30,1 %), искусственные и натуральные цветы (28,3 %).

До недавнего времени 27,8 % покупателей за новогодним декором шли в IKEA. После ее ухода товары этой категории ищут в «Леруа Мерлен» (выбор 60,9 % респондентов), Fix Price (50 %), на маркетплейсах Wildberries (48,4 %) и Ozon (45,3 %), а также в Hoff (40,6 %).

От бутылки станет всем светлей

Еще один тренд последних лет — приносить в гости в качестве подарков «что‑нибудь на стол», например, деликатесы или хорошее спиртное. Судя по всему, в этом году такая традиция еще более укрепится. Тем более что продуктовые торговые сети пообещали в предновогодний период не понимать цены на востребованные новогодние товары. По основным категориям уже сформированы товарные запасы и утверждены закупочные условия. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), на данный момент в крупных торговых сетях цены на основные продовольственные товары стабильны, по части категорий их рост отстает от инфляции. Более того, нынешний декабрь, как никогда, богат на промоакции.

Тем не менее если оценивать продуктовые полки в целом за год, то, как ни крути, продукты для новогоднего стола подорожали минимум на 15 %. Росстат подсчитал, что на покупку продуктов для стандартной встречи праздника будет потрачено минимум 6,2 тысячи рублей. Расчеты производились исходя из традиционных блюд, которые обычно бывают на праздничном столе. Так, оливье обойдется в 811 руб­лей. Если говорить про алкоголь, то шампанское можно купить за 300 руб. за бутылку, водку за 478 руб., а коньяк — за 943.

Впрочем, есть и другие расчеты, согласно которым в нынешнем году новогодний стол на четырех человек обойдется минимум в 12 тысяч рублей. Из всех позиций стандартного набора для праздничного стола россиян, который состоит из салата оливье, сельди под шубой, горячего мясного блюда, холодца, сыра, колбасы, красной икры и рыбы, десерта, конфет, сока и шампанского, за прошедший год сильнее всего подорожали рыба и икра.

В конце ноября появилась цитрусовая страшилка о том, что в этом году из‑за плохого урожая нам не хватит мандаринов и они будут дороже обычного. Однако пресс-служба Минсельхоза РФ не подтвердила эту информацию. По данным ведомства, снижение объемов поставок мандаринов из одних государств компенсируется увеличением поставок из других. В частности, уже в конце ноября по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос импорт мандаринов из ЮАР (+35 %), Марокко (+9 %), Южной Кореи (+5 %). Кроме того, уже возобновились поставки цитрусовых из Китая.

Как бы то ни было, Новый год в России будет. С оливье, мандаринами и шампанским. Как и раньше, кто‑то под елкой найдет магнитик с изображением кролика, а кто‑то — колье с бриллиантами. 


#шопинг #подарки #Новый год #траты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7316) от 12.12.2022 под заголовком «Сюрпризы предновогоднего шопинга».


Комментарии