Штраф за «голый» смартфон. Как покупателей «раскручивают» в салонах электроники

Сегодня все больше людей предпочитают покупать смартфоны через Интернет. Одна из основных причин ухода покупателей из классических салонов электроники популярных сетей - агрессивная политика продаж, которая там процветает. Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» попыталась разобраться в схемах, которые используют продавцы салонов электроники, чтобы «раскрутить» покупателей на более дорогие модели и «впарить» ненужные дополнительные услуги и товары из аксессуарной группы.

Штраф за «голый» смартфон. Как покупателей «раскручивают» в салонах электроники | Клиенты салонов сотовой связи и магазинов электроники в первую очередь смотрят на технические характеристики самих смартфонов, нежели на условия их приобретения. ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Клиенты салонов сотовой связи и магазинов электроники в первую очередь смотрят на технические характеристики самих смартфонов, нежели на условия их приобретения. ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Рассрочка в помощь

На одной из конференций, посвященной развитию рынка электроники и мобильных устройств, владельцы магазинов сотовых телефонов и прочих гаджетов наперебой хвастали друг перед другом, что нынче в их салонах средний чек увеличился благодаря популярному формату продаж товаров в рассрочку.

«Если раньше человек приходил в магазин за телефоном с 7 тысячами рублей и совершал покупку в рамках этой суммы, то сегодня, заходя в отдел гаджетов с конкретной суммой, покупатель в результате приобретает более дорогой телефон, оформив рассрочку», - делились своими наблюдениями представители салонов сотовой связи.

Приобретение телефона в рассрочку действительно имеет свои плюсы. Для кого-то такой способ оплаты покупки может стать рациональным вариантом распределения бюджетных средств, а для кого-то - выходом из сложной ситуации. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И в этом я в очередной раз убедилась, когда передо мной встала задача срочной замены «скоропостижно скончавшегося» телефона.

Чтобы сделать незапланированную дыру в бюджете менее болезненной, я решила воспользоваться «чудо-рассрочкой». Только вот в реальности все оказалось не так радужно, как на рекламных плакатах, которыми сейчас обклеены все салоны сотовой связи.

Чудо с обременением

...Телефон я выбрала сразу. Цифра, обозначенная на ценнике с ремаркой «суперакция», мне тоже понравилась, оставалось оформить обещанную рекламой рассрочку. «Девушка, я же не буду переплачивать за телефон, если возьму его в рассрочку?» - для верности уточнила у консультанта.

«Конечно, нет! - уверенно кивнула девушка и бросилась доставать из витрины разные чехлы и наушники и трясти ими у меня перед глазами. - Этот чехол вашему телефону точно подойдет. Берем?». На каком-то этапе моноспектакля продавщицы я поняла, что «безумная акция» работает только в случае, если я дополнительно к телефону куплю набор аксессуаров на 3500 рублей.

Это условие меня несколько озадачило. Тратить деньги на гору ненужных вещей не хотелось, тем более что цены на эти бесполезные вещи в салоне были завышены до небес. Особенно если сравнить с теми, которые представлены на виртуальных витринах китайских интернет-магазинов. Конечно, навязывание приобретения других товаров и услуг вместе с основным товаром противоречит законодательству. Но ведь это «авторская» акция салона. Хочешь участвовать - соглашайся. Нет - бери телефон по полной стоимости.

На этом неприятные сюрпризы не закончились. Оформить рассрочку на выбранный гаджет (даже без скидочной акции) оказалось не так-то просто. Для этого я должна была согласиться на дополнительные услуги в виде страховки (естественно, тоже платные). Причем надежда на то, что банк мне одобрит именно рассрочку, была минимальная.

«По опыту могу вам сказать, что банки, как правило, рассрочки не оформляют, только кредит», - со знанием дела предупредила меня консультант.

На всякий случай напомню, что рассрочка переплат не предполагает, а кредит - это уже проценты, порой достаточно высокие.

«Сколько в итоге будет стоить телефон с обязательными чехольчиками и процентами?» - задала я девушке конкретный вопрос.

«Да какая вам разница, - замахала она руками. - Вы же не сразу будете деньги платить, а всего по 700 рублей в месяц».

Уточнять количество месяцев, в которые я должна буду платить «всего по 700 рублей», консультант не стала. По моим же подсчетам, после всех условий, которые надо соблюсти, чтобы купить телефон «дешевле», да еще и в рассрочку в виде кредита, его стоимость предательски подскочила на 35 - 40%.

Чек на дне коробки

Естественно, покупать телефон на таких условиях я не стала и решила пойти за советом «в народ». Отзывы людей об их опыте приобретения телефонов в брендовых сетях сотовой связи в большинстве случаев оказались негативными.

«В магазине электроники известной сети телефон нам подобрали сразу - кнопочный, стоимостью около 5 тыс. рублей, - рассказывает пенсионерка Ирина Николаевна. - На ценнике было указано, что возможна покупка в рассрочку. Продавщица сделала запрос в банк на рассрочку и получила отрицательный ответ. А вот кредит сразу был одобрен.

Со слов девушки, стоимость кредита на 36 месяцев увеличила сумму телефона до 7 тыс. рублей. Только почему-то она не сообщила, что запрос на кредит делала не на 5 тыс. рублей, а на... 10 тысяч. Мы об этом узнали позже, из сообщения от банка. В чек кроме стоимости телефона прибавилась стоимость консультации, наушников, аккумулятора... Сам же чек мы с трудом нашли уже дома. Он был сложен цифрами внутрь, надежно скреплен двумя рядами скоб и уложен на самое дно коробки с покупкой».

«Муж купил в рассрочку телефон и защитное стекло, - делится своей историей бывшая учитель математики пенсионерка Людмила Григорьевна. - После того как я внимательно изучила чек, который он принес из магазина, мне пришлось принимать лекарство от давления. Телефон стоил 20 тыс. рублей, защитное стекло - одну тысячу. Но общая сумма чека составляла 28 тысяч! К указанным товарам кроме процентов (хотя речь шла не о кредите, а о рассрочке) добавились смарт-часы (сотрудник магазина сказал, что они идут в подарок по специальной акции), сим-карта, страховка, консультации и дополнительные услуги по активации телефона. Конечно, муж сам виноват. Но он делал покупку не на базаре, а в солидной торговой точке известного бренда».

Еще один вариант обмана привел петербуржец Аркадий Крестиков. Он на сайте сети магазинов заказал для отца простой телефон за 1800 рублей.

«Когда я пришел в салон, продавец сразу попросил паспорт для идентификации меня и заказа, - рассказывает он. - Я без задней мысли предоставил документ. Продавец углубился в оформление бумаг (как я думал, оформление гарантийного листа), а потом невзначай предложил по суперакции бесплатные сим-карты. Я категорически отказался. Благодаря SMS-информированию я увидел точную сумму покупки, на которую и рассчитывал, потому не стал ничего проверять. Однако дома, рассмотрев чек, увидел, что стоимость телефона уменьшилась до 930 руб., а на остальные деньги были оформлены две «бесплатные» сим-карты, от которых я отказался и которые в результате так и не получил».

Обман как средство выживания

С чем же связано то, что в салонах цифровой техники в последнее время происходят такие некрасивые ситуации? Ответ лежит на поверхности. К сожалению владельцев магазинов электроники, времена, когда они могли заработать на марже только с продажи гаджетов, давно канули в Лету. Сегодня этот рынок слишком тесный и нерентабельный. Многие торговые проекты находятся на грани закрытия.

Заработок продавцов смартфонов маленький и в основном складывается из бонусов от продаж. Так, за продажу дорогого гаджета премиум-класса продавец может получить от 500 до 1000 рублей. Но такие покупки случаются нечасто. Продавать смартфоны ниже среднего и экономкласса неинтересно. За каждый из таких телефонов продавец получает около 100 рублей. Основная же часть заработка складывается из бонусов за продажи аксессуаров, сим-карт и дополнительных услуг, так как это самые высокомаржинальные товары. Более того, продавцы обязаны выполнять план по реализации этих категорий товаров и услуг.

«Работа продавца мобильной техники очень тяжелая, потому что все время приходится врать. Вот и увольняются ребята, не отработав и года, - делится бывший продавец цифровой техники Егор. - Верить продавцам гаджетов я не советую. Прежде всего они будут стараться вам продать то, за что им капнет жирный бонус. Конечно, не все продавцы подлые и алчные люди, просто начальство заставляет их выполнять жесткий план. На моей практике доходило до того, что продавцы отказывались продавать телефон без дополнительных услуг, ведь за продажу «голого» смартфона их ждал вызов на ковер к начальству и даже штраф».

А вот качество обслуживания клиентов сегодня никого не интересует. Наверняка вы и сами обращали внимание, что в салонах цифровой электроники работают молодые люди почти что с улицы. Это либо не попавшая в вуз молодежь, либо студенты, которые пока не смогли устроиться по основной специальности. Немудрено, что большинство из них некомпетентны и попросту не знают особенности той или иной техники. Из-за большой текучки кадров владельцам торговых точек нет смысла вкладываться в обучение людей, которые завтра напишут заявление об уходе. Поэтому они своим мимолетным сотрудникам просто дают инструкции, как воздействовать на покупателя, чтобы раскрутить его на более дорогую покупку.

P. S. Потратив день на походы по салонам всех известных сетей цифровой техники и электроники, я убедилась, что картина везде одинаковая, поэтому от их услуг отказалась. Выбранный телефон купила без рассрочек и кредитов, зато намного дешевле, чем предлагали розничные магазины со всем комплексом скидок. Заветная модель была представлена в виртуальной витрине интернет-магазина. Я ее без лишних разговоров забрала на следующее утро по указанному на сайте адресу.

Читайте также о том, что Петербург хотят сделать «умным» городом.

#смартфон #рынок #продажа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6446) от 27.05.2019 под заголовком «Штраф за «голый» смартфон».


Комментарии