Шелковая мечта Петербурга начинает рушиться

Российская шелковая промышленность в настоящее время находится в кризисе. Казалось бы, зачем приводить в пример отрасль, которая выпускает лишь 4,5 тонны продукции в год? Однако для швейников стагнация шелкового производства может стать важной деталью, выпавшей из отраслевой конструкции. Отечественные игроки рынка либо сворачивают деятельность, либо переориентируются на производство более простых синтетических материалов. Разведение шелкопряда в стране и вовсе отсутствует. Несмотря на это, петербургские дизайнеры остаются верны древнейшему натуральному материалу. Правда, используют они шелка заморского происхождения.

Шелковая мечта Петербурга начинает рушиться | Конкурировать на равных с азиатскими производителями шелка у петербургских ткачей еще долго не получится. Слишком уж велика разница в оплате труда работников на производстве в России и, к примеру, в Бангладеш. ФОТО B (с) Str/NurPhoto via ZUMA Press/ТАСС

Конкурировать на равных с азиатскими производителями шелка у петербургских ткачей еще долго не получится. Слишком уж велика разница в оплате труда работников на производстве в России и, к примеру, в Бангладеш. ФОТО B (с) Str/NurPhoto via ZUMA Press/ТАСС

Шарфик с характером

В Петербурге большой выбор швейных предприятий и дизайнерских салонов, специализирующихся на работе с натуральным шелком. Из ткани императоров, как еще именуют шелк, у нас шьют полотенца, нижнее и постельное белье, шарфы, палантины и, конечно, платья, прежде всего вечерние и свадебные.

Работать с натуральным шелком очень сложно. Все операции предварительно отрабатывают, при раскрое применяют нескользящие покрытия, при наметывании и шитье - тонкие иглы. Подвижная структура тончайшей ткани требует терпения и аккуратности. Одним словом, покоряется капризный шелк, позволяя превращать себя в шарфики и бальные платья, только истинным мастерам.

«Приручать» приходится ткани, привезенные из-за границы. В целом доля импорта шелковых тканей в РФ крайне высока (более 90%). Что касается Петербурга, то за первое полугодие 2018 года в город на Неве было импортировано 3,57 тонны шелка на 66 тысяч долларов. В основном поставки шли из Китая (37%) и Гонконга (20%). В этом же списке Италия (12,5%), Белоруссия (10,5%), Германия (8,3%), Индия (6,7%) и Великобритания (5,7%).

«Несмотря на то что Китай это родина шелка, сегодня китайский шелк не всегда считается лучшим, - раскрыла секреты мастерства представитель петербургской компании по пошиву изделий из шелка Мария Аристова. - Наряду с достойными образцами из Китая зачастую приходит некачественная продукция. Похожая ситуация - с поставками из Индии. Качество итальянских шелковых тканей в среднем выше китайских, однако лучшими производителями шелковых тканей уже давно считаются Англия и Франция».

Натуральный шелк - материал капризный. Прежде всего он должен правильно скручиваться в нити, а для этого должно использоваться одинаковое сырье. От него зависит равномерность толщины ткани. После чего эта нить должна быть грамотно соткана в полотно. Сейчас есть современное «умное» оборудование, но и в таком случае все равно важен опыт ткача. В результате более качественный шелк из Италии или Англии может быть в разы дороже, чем такое же количество, того же веса шелка из Китая.

Казнь за червячка

Исторически шелководства в России не было, что объясняется во многом климатическими факторами. Первые шелковые производства в нашей стране стали появляться только в XVI веке. В их создании принимали участие византийские и итальянские мастера. Владельцы первых заведений получали от казны субсидии, а сырье, которое поставляли армянские купцы, закупали беспошлинно.

Для защиты интересов зарождавшейся промышленности привозные шелковые ткани, наоборот, облагались большой пошлиной. Шелковые мануфактуры концентрировались в Москве и Московской области. А вот в Петербурге, Нижнем Новгороде и Ярославле такие производства не прижились.

Петр I хотел не только избавиться от ввоза из Европы шелковых тканей, но и отказаться от закупки персидского сырья для их производства. Он издал указ, по которому чиновникам поручалось переписать всех шелководов и всячески содействовать расширению промысла в России. За порубку тутовых деревьев полагалась смертная казнь.

Именно при Петре Великом были заложены питомники шелковицы, построены шелководни в Астрахани, Воронеже, Кизляре, Саратове. Но, несмотря на то что начинания великого государя старались поддерживать и его преемники - Екатерина I, Анна и Елизавета, шелководство в России в полной мере так и не прижилось.

Когда ученый-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник Петер Симон Паллас посетил в 1770-е шелковый завод на Ахтубе, состоявший под опекой Екатерины II, он был поражен тем, как «пренебрегали шелководством» местные крестьяне. «Озлобление их противу шелкоделия, - свидетельствует Паллас, - дошло до того, что они нарочно убивали шелковичных червей, опрыскивая их соленою водою и надеясь чрез то избавиться от занятий шелководством».

А вот пример того, как жители Гиляна (область Персии, где выделывался лучший шелк в мире) обращались с шелкопрядом. «Берут тамошние жители яиц столько, сколько хотят вывести, и кладут оныя в теплыя места, или носят под пазухой, пока чрез несколько дней выйдет из яиц червячек... Сие делают как мущины, так и женщины», - следует из запечатленных в истории рассказов очевидцев.

Не было в России и собственных узоров для шелковых тканей, поэтому рисунки в основном заимствовались из Франции. Да и технический переворот в шелковой промышленности завершился позднее, чем в других отраслях. Число механических ткацких станков превысило число ручных станов только в 1908 году.

В советское время шелководством активно занимались в Ставропольском и Краснодарском краях, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, в республиках Закавказья. В 1960-е была разработана масштабная программа развития шелководства. Тогда построили двенадцать гренажных заводов (грена - яйца бабочки шелкопряда, из которых выводят гусениц, дающих нить). Одиннадцать из них после развала СССР остались в братских республиках. Единственная станция, где был выстроен полный цикл развития тутового шелкопряда (от грены до бабочки), которая досталась России, находилась в Георгиевском районе Ставропольского края.

Года три назад на этой базе была предпринята попытка создания единственного в России предприятия «племенного шелководства». Проект попал в краевую инвестиционную программу поддержки. На его развитие из бюджета было выделено более двадцати миллионов рублей. Однако с тех пор о подвигах Ставрополья на шелковом поприще ничего не слышно.

Адрас напоказ

Успешнее возрождение шелковой отрасли происходит в бывших республиках СССР. Так, на сентябрьском фестивале Opening Textile Trends Show в северной столице были представлены шелковые ткани из Таджикистана. В 2017 году в республике было восстановлено крупное предприятие «Атласи Худжанд». Кроме того, сегодня на всей территории Таджикистана создаются ремесленные центры, миссия которых - возрождение национальных традиций ручного ткачества, в том числе за счет популяризации надомного труда для женщин.

Мастериц, занимающихся ткачеством на дому, даже освобождают от налогового бремени. Министерство образования и науки Таджикистана рекомендует учителям, студентам и школьникам для привития национального стиля носить одежду из атласа, адраса (это двухсторонняя ткань с хлопковым утком и шелковой основой) и с национальной вышивкой. Чтобы привлекать внимание к этим тканям на местных рынках, их называют именами известных политиков, артистов или фильмов.

Для производства шелковых тканей используется местная сырьевая база, которая также активно развивается. К слову, шелковые коконы, полученные в Таджикистане, поставляются в такие страны, как Вьетнам, Малайзия, Таиланд, и считаются более высокого качества, чем китайские.

В Россию из Таджикистана импортируется небольшая доля стопроцентного шелка-сырца (нить натурального шелка). За первое полугодие 2018 года было поставлено всего 0,39 тонны данной продукции общей стоимостью 18,3 тысячи долларов. Импорт в Северо-Западный федеральный округ, в частности - в Петербург, из Таджикистана товаров группы «шелк» за первое полугодие 2018 года отсутствовал.

Обвязывающие облака

«Таджикский атлас в виде ткани в Россию пока не поступает, - подтвердила президент ассоциации по поддержке ремесленников Центральной Азии CACSA, модельер Мукарама Каюмова. - На данном этапе из республики вывозится только изготовленная из него продукция, которая презентуется на различных международных выставках и ярмарках. Надеюсь, что нам удастся наладить сотрудничество с Северо-Западным регионом и наш шелк найдет широкое применение у петербургских дизайнеров».

Особое внимание Каюмова уделила презентации натурального шелка, изготовленного по древней технологии икат (в переводе с индонезийского «связывать»).

«Икат - популярная ткань среди кутюрье мирового уровня, которой восхищается бомонд Парижа, Милана, США, - объяснила Мукарама Каюмова. - Технология икат подразумевает нанесение красителя на нитки исключительно вручную, до того, как ткань соткана. Способ нанесения красителя отдаленно похож на узелковую технику батика. В итоге получается удивительно красивый пульсирующий разноцветными красками узор».

Самый популярный узор, выполняемый в технике икат, называется «абр» (от персидского «облако»). Согласно легенде, один художник сидел на берегу реки и любовался отражением облаков. Он обратил внимание, как течение меняло форму облаков, и зарисовал этот процесс. Затем показал рисунок ткачам, которые перенесли его на ткань. Ткани, окрашенные таким образом, стали называть абровыми, а ткачей называли абрбандами, что значит «обвязывающие облака».

На настоящей абровой ткани обязательно должна быть белая полоса - скат, по которой ткач ровняет узор. Эта белая полоса - подтверждение, что ткань соткана вручную. Абровые узоры всегда отличались разнообразием. Каждая школа шелкоткачества была знаменита своим художественным орнаментом. Узоры называли по форме, которую они напоминали. Самые распространенные из них: туморча (амулет), тарок (гребень), дарахт (дерево), анор (гранат), ой (луна), шох (рог), капалак (бабочка), илон изи (змеиный след), чаен (скорпион) и т. д.

Для женских нарядов используют узоры, в центре которых красные или желтые оттенки, символизирующие солнце. Для мужской одежды применяют ткани другой цветовой гаммы: черно-белые, черно-зеленые, черно-бирюзовые, черно-фиолетовые.

КСТАТИ

Структура шелкового импорта в Россию в I полугодии 2018 года:
1. Китай - 63,8%
2. Италия - 16,5%
3. Великобритания - 4,4%
4. Индия - 3,6%
5. Франция - 3,1%
6. Белоруссия - 2,7%
7. Гонконг - 1,6%
8. Германия - 1,2%
9. Таджикистан - 0,9%
10. Япония - 0,8%
11. Бельгия - 0,4%
12. Тайвань - 0,3%
13. Швейцария - 0,2%
14. Греция - 0,2%
15. США - 0,1%

#шелк #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6292) от 03.10.2018 под заголовком «Шелковая мечта Петербурга».


Комментарии