2Vtzqv4Hz9U

Считая пни и муравейники. Кто компенсирует Ленобласти ущерб от строительства трассы М11?

Ленинградская область не смогла получить более 100 миллионов рублей компенсации за возможный ущерб, нанесенный ее лесам.

Считая пни и муравейники. Кто компенсирует Ленобласти ущерб от строительства трассы М11? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Строительство скоростной трассы М11 между двумя столицами завершается. Сейчас работы идут на последних двух участках в Новгородской и Ленинградской областях в 137,5 км. До конца октября движение по трассе должно быть открыто на всем протяжении.

Новость, которая, конечно, радует автомобилистов. Но это означает и то, что генподрядчик строительства итало-турецкая компания «ИДЖ ИЧТАШ» уйдет из России, и Ленинградская область окончательно потеряет возможность взыскать с нее компенсацию за ущерб, нанесенный лесам региона.

Как уже сообщала наша газета, весной нынешнего года компания выплатила последний из 29 штрафов за самовольное занятие лесных участков в Любанском лесничестве. Общая сумма составила 8,5 млн рублей. Тяжба эта длилась три года и разрешилась только по решению Верховного суда РФ, оставившего в силе постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа. Хотя, казалось бы, есть зафиксированные факты, есть статья 7.9 КоАП, где четко написано, что за данное нарушение с юридических лиц взимается штраф от 200 до 300 тыс. рублей. Так что взяли по-среднему - 250 тыс. рублей. Для такой крупной компании - копейки.

Куда сложнее взыскать компенсацию за конкретный ущерб, нанесенный лесному хозяйству в результате этих нарушений. Он рассчитывается по специальной методике, которая периодически обновляется и утверждается на высшем уровне. Последнее такое постановление правительства РФ (№ 1730) принято в декабре 2018 года. Там все расписано подробно. Так, например, за повреждение «до степени прекращения роста» хвойного дерева диаметром 14 см или лиственного диаметром 16 см на территории Петербурга и Ленинградской области взимается 15 тыс. 812 рублей, не «до степени» - 3 тыс. 162,4 рубля. Кустарники оценены, соответственно, в 537,6 и 253 руб. За самовольное размещение объектов капитального или некапитального строительства следует взыскать 5-кратный размер годовой арендной платы за данную территорию под рекреационные цели. Свой «ценник» имеют и уничтоженные муравейники в зависимости от их диаметра.

Доказательный подсчет всех этих пеньков и муравейников требует высокой квалификации от работников лесного хозяйства. А если и следов от бывшего леса после прохода бульдозеров и грейдеров не осталось, то оценка делается по материалам лесоустройства. Вот только, по правилам, такие материалы должны обновляться раз в 10 лет. А с этим в лесном хозяйстве России беда. Ленинградская область не исключение. В различных частях Любанского лесничества лесоустройство проводилось в 1993 - 2005 годах.

В итоге статистика, полученная нашей газетой в областном комитете по природным ресурсам, выглядит так.

С 2016 года комитет насчитал 30 случаев нарушений лесного законодательства в размере 114 млн 598 тыс. руб. По четырем случаям ущерб на общую сумму 180 тыс. 361 руб. был возмещен добровольно. По 26 случаям Любанским лесничеством были направлены исковые заявления на общую сумму 114 млн 417 тыс. 608 руб. в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По одному случаю судом вынесено постановление о возмещении вреда на сумму 57 тыс. 402 рубля. По 21 случаю - вынесены отказы в удовлетворении исковых требований на общую сумму 114 млн 249 тыс. 576 руб. По остальным случаям решения судов до настоящего времени не приняты.

На просьбу пояснить, почему в большинстве исков отказано, в комитете по природным ресурсам ответили коротко: «Решение суда было мотивировано недоказанностью ущерба». От более подробных комментариев в комитете отказались.

Ленинградская область - регион, где постоянно строится что-то большое, имеющее общероссийское значение. Для экономики это, конечно, хорошо. Но и нагрузка на природу 47-го региона весьма высока. Тем более этот вопрос требует постоянного внимания областных властей и высокой квалификации ее специалистов.

Читайте также о том, что работы по строительству трассы М-11 между двумя столицами перешли в финальную фазу.

#М11 #строительство дорог #Ленинградская область

Комментарии