Российский облигационный конгресс в Петербурге: основные итоги
XVII Российский облигационный конгресс, прошедший в Петербурге 5 и 6 декабря, вызвал ажиотаж. Организаторы за полторы недели до начала мероприятия даже закрыли регистрацию. Конгресс, который традиционно проходит в конце года, уже стал знаковым в финансовом календаре.
Фото Дмитрия Серебрякова/ТАСС
В группе компаний Cbonds (один из организаторов конгресса) уточнили, что на пленарном заседании-2019 зафиксировано рекордное количество слушателей - 680 человек. Всего на мероприятие зарегистрировались более 740 человек. Президент компании-организатора Сергей Лялин объяснил ситуацию общим подъемом рынка.
Напомню, что облигации (от латинского obligatio - «обязательство») одновременно и самые знакомые, и самые не знакомые россиянам ценные бумаги. Они удостоверяют, что эмитент (им может быть государство, регион, город, частная компания или банк) занял деньги у покупателя облигации.
В отличие от акций облигации не дают прав на управление эмитентом. Зато выплаты дохода по облигациям в отличие от дивидендов по акциям обязательны, иначе у эмитента наступает банкротство. Также облигации надо гасить в оговоренные сроки, акции же выкупать АО не обязано (кроме некоторых специально оговоренных в законе ситуаций).
В советское время облигации были фактически единственной доступной гражданам ценной бумагой. От тех времен остался странный осадок - память о принудительных подписках на «сталинские займы», произвольные (и без всяких компенсаций!) переносы сроков выплат... В новейший период уже рыночное Российское государство вновь «учудило» с ГКО (государственными краткосрочными облигациями) в 1998 году... Тогда, на фоне большого дефолта, были и дефолты малые - от субъектов Федерации. Петербург в то время оказался уникальным местом, где все платили в срок.
Но вот уже больше двадцати лет облигационный рынок обходится без «революций». Это не значит, что на нем все замечательно. Эмитенты до сих пор отказываются платить по долгам, инвесторам приходится соглашаться на реструктуризацию облигаций (получать деньги с отсрочкой и не под тот процент, на который рассчитывали), но и она помогает не всегда, порой доходит до банкротства.
Так, в уходящем году мы насчитали в России 99 дефолтов. Правда, надо учесть такой нюанс: если одна компания выпустила, например, пять выпусков облигаций, то и дефолтов ей насчитают тоже пять. Кроме того, одно дело дефолт «технический» (отсрочка выплат по купонам на несколько дней, скажем, деньги не успели перевести), а другое - суровый вариант, когда действительно платить нечем.
Но все современные дефолты - от частных компаний, системного характера они не носят, основы экономики не подрывают. Председатель комитета финансов Санкт-Петербурга Алексей Корабельников в выступлении на конгрессе отметил, что деньги там, где принимаются решения, поэтому городу на Неве сложно соперничать с Москвой. Но это не значит, что в северной столице замерла деловая жизнь. Так, в последнее время интенсивно развивается Петербургская валютная биржа. Финансист анонсировал выпуск петербургских облигаций. По его мнению, это имеет смысл, если деньги от их продажи пойдут на инфраструктурные объекты, которые обеспечат экономический рост, а значит, окупятся.
Директор департамента корпоративных отношений Банка России Елена Курицына напомнила, что с 2020 года в нашей стране значительно упрощается выпуск облигаций. Вводится электронная регистрация проспектов эмиссий, объем выпуска становится гибким, а сроки размещения «плавающими». Представитель госбанка предположила, что в ближайшее время в России появятся новые инвестиционные «хиты».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6589) от 16.12.2019 под заголовком «Облигации без потрясений».
Комментарии