Продукты ЭКО: осторожно, обман!
В последнее время на российском рынке появляется все больше товаров, которые позиционируются как экологическая продукция. «Зеленой отметкой» помечают продукты питания, товары для красоты и здоровья, для дома и ремонта, детские товары и текстиль. Однако статистика показывает, что 80% товаров с отметками «органик» на самом деле таковыми не являются. Чтобы разобраться в этой актуальной проблеме, на площадке КВЦ «Экспофорум» состоялась панельная дискуссия «Производители и ретейл: как удовлетворить спрос на экотовары». В ходе диспута производители, представители ретейла и некоммерческих организаций обсудили ключевые вопросы производства и реализации экотоваров в России в целом и в Петербурге - в частности.
ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС
Гримасы гринвошинга
Явление, когда производитель в рекламе или при оформлении упаковки своих товаров использует приставки «эко», «био» или слово «органик», а в действительности продукция таким требованиям не соответствует, получило название гринвошинг. Чтобы искоренить это явление и урегулировать неразбериху в «зеленом» ассортименте, летом прошлого года президент РФ подписал закон «Об органической продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Новый закон закрепляет термин «органические продукты». Продукция, произведенная по стандарту, на который опирается закон, будет маркироваться значком «органик». Указание этого слова на упаковке при отсутствии на продукт сертификата будет облагаться штрафом. В силу документ вступит 1 января 2020 года. До этого времени чиновники должны будут сформировать пул организаций, уполномоченных проводить соответствующую сертификацию, наладить работу реестра производителей органической продукции, разработать инструкции и подзаконные акты, которые позволят закону работать.
По расчетам чиновников, маркировка и единый государственный реестр помогут вытеснить с рынка недобросовестных производителей и положительно повлияют на качество продовольствия. Будут налажены механизмы господдержки этого сегмента и оптимизирован выход соответствующих российских товаров на внешний рынок. Пока доля РФ в производстве органики - всего 0,2%, хотя, по расчетам экспертов, наша страна может занять от 10 до 25% мирового рынка органических продуктов.
К органике готов?
Новый закон поможет производителям хоть как-то сдвинуть с мертвой точки отечественный рынок органических продуктов. Однако российский потребитель, который здесь должен играть ключевую роль, пока к данному процессу не готов. Особенно наглядно это проявляется в сегменте продуктов питания.
Вопреки официальным результатам опросов потребителей, которые показывают, что более 80% жителей Москвы и Петербурга заинтересованы в приобретении экологически чистых продуктов питания, даже если они дороже обычных, реальность иная.
Во-первых, сегодня у населения элементарно нет средств на приобретение дорогой экопродукции. «Несмотря на то что мы производим настоящие натуральные продукты и имеем все необходимые сертификаты, повышенного спроса на свою продукцию мы не видим, - констатирует управляющий экофермой в алеховщине Александр Емельяненко. - Причина проста - у людей нет денег. А экологически чистые товары - это категория премиум, поскольку настоящая экопродукция предполагает использование ручного труда и небольшую производительность».
Во-вторых, российские потребители пока не совсем понимают, что такое экологические товары. «Люди интересуются этими продуктами исключительно потому, что они, по их мнению, благоприятно влияют на здоровье, - отмечает директор Санкт-Петербургского экологического союза Юлия Грачева. - При этом приставка «эко» имеет более широкое значение и подразумевает экологичность или этичность непосредственно производства и его воздействия на окружающую среду. Но российских потребителей такие нюансы особо не волнуют».
Третья и, наверное, самая главная проблема отечественного рынка органики в том, что российские потребители не доверяют ни производителям, ни ретейлерам, которые работают в этой сфере.
Прилавок недоверия
«Даже если на этикетке или упаковке продукта есть подтвержденный сертификатом знак, российский потребитель не понимает его значение, а в большинстве случаев просто не доверяет ему, - говорит представитель сети финских магазинов «Призма» Юлия Рулько. - При этом у финнов уровень доверия к продукции своей страны, особенно если товары помечены зеленой маркировкой, выше во много раз».
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Финляндия действительно славится своими натуральными продуктами, но во многом это заслуга государственной политики страны, поддерживающей этот рынок. А как можно доверять или любить продукцию, о которой ничего не знаешь и которую днем с огнем не найдешь?
«Я более 15 лет занималась выведением на российский рынок брендов, в том числе и органической продукции, - рассказывает руководитель одной из петербургских компаний Светлана Черемисинова. - При этом заметила характерную закономерность. Пробиться с настоящей качественной органической продукцией в крупные торговые сети, которые не только отражают, но и формируют культуру потребительского спроса, практически нереально.
Первая причина такого отношения - в изначально высокой себестоимости органических товаров, стоимость которых после высоких наценок торговых сетей становится неадекватной. Вторая причина - их неизвестность. Товар, имеющий хоть десять сертификатов, подтверждающих его натуральность, но не засвеченный в рекламных роликах на ТВ, шансов попасть на торговую полку практически не имеет. В результате в Петербурге экотовары можно приобрести лишь в небольших специализированных магазинчиках, которых в городе пара десятков. Значимую роль в популяризации экотоваров играют интернет-торговля и сельскохозяйственные рынки. Хочется надеяться, что к 2020 году ситуация на отечественном рынке органических продуктов будет более оптимистичной».
Читайте также о том, как выбрать майонез
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (6411) от 01.04.2019 под заголовком «Пробелы «зеленого ассортимента»».
Комментарии