Поставщики ресурсов просят у жилищников помощи в борьбе с долгами населения

«Не знаем, что делать с гражданами-должниками!» Таким был лейтмотив очередного заседания Общественного совета по ЖКХ. Но на сей раз на жизнь жаловались отнюдь не жилищники, как это обычно бывает. Один за другим выступали представители ресурсоснабжающих компаний - ТГК-1, ГУП «ТЭК», «Петербургтеплоэнерго», «Водоканала», - которые в течение нескольких лет пропагандировали переход на прямые платежи как панацею от долгов.

Поставщики ресурсов просят у жилищников помощи в борьбе с долгами населения | Иллюстрация alphaspirit/shutterstock.com

Иллюстрация alphaspirit/shutterstock.com

Надо сказать, что все эти годы руководство жилищного комитета (как прежнее, так и нынешнее), специалисты ВЦКП да и сам вице-губернатор по ЖКХ Николай Бондаренко не скрывали, что крайне скептически относятся к идее прямых платежей. Главный довод: отдельные счета за тепло и воду лишь увеличат количество бумаг и затраты, которые в конечном счете лягут дополнительным бременем на потребителей. Но поскольку возможность перехода на прямые платежи прописана в федеральном законодательстве, чиновники не могут мешать процессу.

Впрочем, никакого направленного процесса нет. Ресурсники реализуют свои планы избирательно. Принимают «в игру» далеко не всех, кто готов им оплачивать тепло или воду напрямую. А по собственной инициативе переводят на прямые платежи лишь жителей домов, управляемых компаниями - клиническими должниками.

К началу 2020 года ТГК-1 перешла на прямые платежи с собственниками 1026 многоквартирных домов и еще примерно с 200 заключила прямые договоры (договор и платеж - разные вещи). ГУП «ТЭК» получает прямые платежи из 825 жилых домов, «Петербургтеплоэнерго» - из 82, «Водоканал» - из 685 (с 1 мая будет получать еще из 41 дома в Московском районе, находящегося в управлении компании-банкрота «Профсервис»). В целом на мегаполис негусто, если учесть, что активные разговоры о необходимости перехода начались аж пять лет назад.

Все эти годы горожане то и дело слышали от руководителей ресурсоснабжающих компаний про «уменьшение задолженности при отсутствии посредника в лице управляющей компании». И вот через пять лет громко зазвучали жалобы ресурсников на граждан-должников. Стало ясно: кто дисциплинированно платил по единому счету, тот и раздельные квитанции оплачивает дисциплинированно. А кто не платил, тот и не платит.

К слову, многие граждане вообще не заметили никакого перехода, так как поставщики энергоносителей, перешедшие на прямые платежи, не стали печатать собственные счета, а заключили договор с ВЦКП, который продолжил включать соответствующую строку (тепло или горячую воду, или холодную воду) в розовую квитанцию.

- Нам крайне сложно работать с должниками, - признал на заседании Общественного совета представитель «Водоканала». - Часто у нас нет полного набора документов, без которых не подать исковое заявление. С ТСЖ и ЖСК проблем нет. Они помогают. А вот в управляющих компаниях мы зачастую не можем получить даже справку формы 9 на ответчика. В результате суд не принимает иск.

Представители ресурсоснабжающих компаний попросили вице-губернатора Бондаренко, главу жилищного комитета Борщева распорядиться, чтобы управляющие компании шли им навстречу и делились бы данными. Оба чиновника сочувственно покачали головой и промолчали. А вот начальники управляющих компаний, присутствовавшие на заседании Общественного совета, не смогли удержаться от ухмылок и язвительных замечаний: мол, вот мы и увидели, как вы поживаете без посредников в нашем лице!

Ныне подобных трудностей нет лишь у «Петроэлектросбыта», который издавна имеет собственную информационную базу. Правда, уже чувствуется, что она нуждается в актуализации: ведь если новый собственник квартиры сам не придет представиться и предъявить соответствующие документы, «Петроэлектросбыт» не будет ничего о нем знать. И счета будут приходить на имя прежнего владельца. Впрочем, зачастую новому собственнику приходится напоминать о себе несколько раз, поскольку внесение изменений в базу происходит крайне медленно. Похоже, сказывается нехватка опыта или специалистов.

Разумеется у прочих ресурсников, которые изначально - технологически, организационно, финансово - были нацелены на работу с коммунальными конторами, а не с людьми, и вовсе нет никакого опыта. Им реально трудно.

А с 1 апреля, не исключено, станет еще труднее. Вступят в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, которые уточнили, какие данные должны содержать исковые заявления в отношении должников, чтобы суд принял их: имя, фамилия, отчество, дата рождения и прочее из паспорта. В общем, все то, что именуется персональными данными. Если уж ресурсоснабжающей компании не добыть форму 9, то как же она сумеет вынудить самого ответчика (кроме него никто не имеет на это права) выдать свои персональные данные?

Этой неприятной перспективой всерьез озаботился даже Российский союз промышленников и предпринимателей, административную мощь которого трудно переоценить. На заседании союзной комиссии по ЖКХ прозвучало, что бизнес-сообщество крайне встревожено, что «с 1 апреля станет невозможным взыскание задолженности по оплате ЖКУ с физических лиц в судебном порядке». Вот так - ни больше ни меньше. Члены комиссии особо подчеркнули, что энергоснабжающие организации не имеют механизма получения персональных данных.

В результате было заявлено, что Российский союз промышленников и предпринимателей намерен просить федеральные власти отложить вступление в силу изменений Гражданского кодекса до того времени, пока в России не будет создан такой механизм. Похоже, так и случится.

Так что поставщики ресурсов по-прежнему будут вынуждены преодолевать лишь уже существующие препятствия. Но при этом готовиться к препятствиям грядущим.

#должники #ЖКХ #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (6652) от 26.03.2020 под заголовком «РСО не понравилась роль УК».


Комментарии