Петербург в объятии строек: отрасль стремится к новым вершинам
Как мы уже упоминали ранее, Петербург и Ленинградская область стали одной большой стройплощадкой. Причин тому как минимум две: рост спроса на относительно недорогое (по сравнению с Москвой) малометражное жилье, а также растущий спрос государственных и региональных структур.
Иллюстрация ronstik/shutterstock.com
«Квадрат» с умывальником
Начнем с жилья. По данным Петростата, в январе - мае 2019-го в Петербурге было введено 488 тысяч квадратных метров жилья - на 44,2% меньше, чем за первые пять месяцев 2018-го. В Ленобласти ввели жилья общей площадью 1,1 млн кв. м, это на 28,9% меньше, чем годом ранее. Неутешительная динамика строительства жилья объясняется большими объемами ввода в 2017 - 2018 гг., теперь темпы сокращаются под воздействием рыночных факторов (отсутствие массового спроса на определенные категории жилья, ужесточение правил ипотечного кредитования и пр.).
Помимо эффекта «невидимой руки рынка» на спрос и предложение влияют действия госрегулирования - переход на банковское финансирование через эскроу-счета: многие, предвидя рост цен, купили квартиры в 2017 - 2018 гг. Тем не менее мы наблюдаем пик покупательской активности на рынке жилья в январе 2019-го.
Любопытная картина: в январе - мае текущего года рекордные продажи жилья зафиксированы не в Петербурге, а в Ленобласти. Точнее, в двух отдельно взятых ее районах: Всеволожском, где в январе - мае текущего года было построено и продано 663,6 тыс. кв. м жилья, и в Ломоносовском - 140,2 тыс. кв. м. Оба показателя гораздо выше петербургского рекорда за первые пять месяцев 2019-го - 82,6 тыс. «квадратов» в Красносельском районе мегаполиса.
Зодчий ждет подпитки
В срезе данных, опубликованных Петростатом, трудно сделать однозначные выводы о том, куда идет отрасль: к новым вершинам или, наоборот, к возможному банкротству компаний. За январь - май текущего года объем строительных работ, исчисляемых в рублях, в Петербурге сократился на 23,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го (до 153,3 млрд руб.), зато в Ленобласти он вырос в 2,2 раза - до 76,9 млрд руб.
Судя по всему, бурному росту строительных работ в Ленобласти способствует в первую очередь покупательская активность на рынке жилых новостроек. Долгое время «квартирный сектор» оставался единственным крупным заказчиком областных строителей, и лишь теперь, после возведения шоссе в Карелию, дорожно-строительная тема может претендовать на роль драйвера экономики 47-го региона.
На этом фоне показательна и структура строительных заказов, находящихся в работе. Городские тресты сформировали портфель на сумму 163 млрд руб., областные - на 54,2 млрд руб. Лидерство Ленобласти по этому показателю обусловлено, во-первых, жилищным строительством; во-вторых, объемом незавершенного промышленного и дорожного строительства.
Еще один показательный параметр - объемы строительства хозяйственным способом, то есть для себя, как это делают многие крупные предприятия. В северной столице возведение объектов хозспособом в январе - мае текущего года было оценено в 111,5 млн руб., в 47-м регионе - в размере 99 млн руб. Основными драйверами такого строительства выступают крупные предприятия - например, «Киришинефтеоргсинтез», АО «РЖД», вагоностроительные компании и автопром.
Надежный задел
Судя по статистике, жизнь в строительной отрасли бьет ключом - правда, некоторых это заставляет уйти в другие сектора или на смежные рынки.
Впрочем, задел оказался неплохим. Так, в 2018 году городские и областные строительные компании были активными покупателями. Во многом благодаря строителям в Петербурге за минувший год на 42,8% выросло производство арматуры для трубопроводов, на 13,7 - проката, на 8,8 - легированной стали, на 6 - металлорежущих станков, на 2,5 - товарного бетона и на 2,3% - фанеры.
Столь же активно в 2018-м развивали экономику и областные строители. Прямо или косвенно благодаря их заказам производство спецодежды в минувшем году выросло на 16,8% по сравнению с аналогичным показателем за 2017-й, на 3% - пиломатериалов, на 7,1 - керамических плит, на 6,1 - лаков и красок, на 10 - цемента, на 13,1 - металлоконструкций, на 29,5% - лесоматериалов.
Положительный ответ на вопрос, пробудилась ли активность в строительном секторе в январе - мае 2019-го, можно дать на основании сравнения оборотов предприятий данной отрасли с другими. Так, в Петербурге обороты строительных компаний за указанный период достигли 181,7 млрд рублей. Это на 5,9% больше, чем годом ранее. В Ленобласти строительные предприятия в минувшем году вышли на обороты в объеме 65,9 млрд руб. - в 1,8 раза больше, чем в январе - мае 2018-го.
Если сравнивать вклад строителей в экономику наших регионов в целом, то картина такова. В совокупном обороте петербургских предприятий за первые пять месяцев года (5,6 трлн рублей) данная отрасль занимает 3,3%. В Ленобласти - 6,2%. Это немало, если учесть, что вся сфера науки и технологий, к примеру, занимает в структуре городской экономики 2,5%, а областной - и вовсе 0,6%.
Программа на завтра
Если мыслить на перспективу, то в ближайшую пятилетку стоит надеяться на бурное развитие инфраструктуры как в Петербурге, так и в Ленобласти. По территории обоих субъектов Федерации будут проложены скоростные автомагистрали: в Петербурге - широтная магистраль скоростного движения (ШМСД), ранее известная под названием «Восточный радиус»; в Ленобласти - платная трасса М11. Стоимость работ по этим объектам будет исчисляться сотнями миллиардов рублей, а финансироваться из казны регионов, федерального центра и концессионеров, как в случае с ШМСД.
Возвращаясь к теме жилищного строительства, приходится констатировать тот факт, что массовый покупатель по-прежнему будет выбирать недорогие «квадраты». Иными словами, сохранится спрос на квартиры-студии с одним лишь «умывальником», хотя с ними строительные корпорации и региональные власти будут бороться, возводя какие-либо юридические препоны.
Основная проблема нашего строительного комплекса - невозможно прогнозировать платежеспособность населения, основного клиента застройщиков.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6479) от 12.07.2019 под заголовком «Петербург в объятии строек».
Комментарии