Петербург готов принимать больше россиян, но ждет в гости и иностранцев

Неизменно входящий в первую тройку самых популярных у туристов российских направлений, в летнем сезоне 2023 года город намерен превзойти прошлогодние объемы гостеприимства и сделать еще один шаг к достижению былых рекордов. Но многое зависит от того, в каких количествах в Северную столицу поедут гости из‑за кордона.

Петербург готов принимать больше россиян, но ждет в гости и иностранцев | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Быстрее других

Официальная статистика в последние 3 года вроде бы вполне позитивная. В 2020 году на пике пандемии Петербург принял всего 2,9 млн туристов, из которых почти полмиллиона были иностранцами, успевшими приехать в первые 3 месяца года. В 2021‑м общий турпоток превысил 6 млн гостей (правда, иностранцев было всего около 250 тыс. человек). По итогам 2022‑го Северную столицу посетили уже более 8 млн турис­тов, однако гостей из‑за бугра прибавилось мало — их число возросло примерно до 300 тысяч.

Но, увы, это прогресс лишь на фоне печальных ковидных времен. А в сравнении с рекордным 2019‑м общий турпоток в Петербурге по итогам прошлого года восстановился только на 77 %.

Что сейчас? Прогресс есть. В майские праздники (с 29 апреля по 9 мая) в Северной столице побывали 570 тыс. туристов и около 200 тыс. экскурсантов (т. е. тех, кто приехал без ночевки на день). В денежном выражении вклад ­гостей в экономику города за эти дни оценивается более чем в 30 млрд рублей, а загрузка отелей города на Неве в пиковые периоды достигала 94 %.

320‑летие Петербурга тоже незамеченным не осталось: большой праздник с интересной программой в выходные 27 – 28 мая привлек в город около 140 тыс. туристов и экскурсантов. Они принесли в экономику Северной столицы более 4,5 млрд рублей, а загрузка качественного номерного фонда превышала 70 %, примерно на 10 % превысив показатели аналогичного периода 2022 года.

Траты путешественников растут и в целом: по оценке Российского союза туриндустрии, доходы коллективных средств размещения Петербурга за первый квартал 2023 года составили 7,8 млрд рублей — на 1,5 млрд больше, чем в 2019‑м. Что и дает основания губернатору города Александру ­Беглову говорить о том, что «отрасль работает успешно, а принятые городом разнообразные меры ее поддержки дают соответствующие результаты».

Вместе с тем очевидно: быстрый рост внутреннего потока туристов (а сейчас россиян в Петербург приезжает уже почти на треть больше, чем в 2019‑м) постепенно станет по разным причинам замедляться. В этом сезоне, если к нам активно не поедут иностранцы, в объемах мы прибавим не более 20 %. И ­обусловлено это в первую очередь экономическими причинами — приехать в Петербург недешево: в основном это могут позволить себе москвичи и жители Подмосковья, а также некоторых других богатых регионов страны. Что и побуждает власти города активно привлекать потенциальных туристов с тех зарубежных рынков, которые нам сейчас доступны.

Двери открыты

Желание привлечь гостей из Китая, Индии, Ирана, Турции, ОАЭ и других государств подкрепляется не только регулярным участием представителей Петербурга на проходящих там профильных выставках и в роуд-шоу. Усилия прилагаются и на других уровнях.

Так, с 1 июля в России должна заработать единая электронная виза на 60 суток, позволяющая гражданам 52 стран въезжать в РФ с туристическими, гостевыми и деловыми целями. По словам министра экономического развития Максима Решетникова, это позволит существенно упростить процессы получения разрешений и откроет доступ не только к групповым, но и к индивидуальным поездкам иностранцев в Россию. Существенно расширяется и перевозка. В Петербурге, в частности, уже запустили прямой регулярный рейс в Тегеран, растет число маршрутов в Китай, есть намерения начать полеты в другие дружественные страны. Но…

Самые массовые гости из‑за рубежа, китайцы, пока в значимых количествах до Петербурга не до­ехали. Дело встало из‑за «тормозов» с безвизовым обменом: стороны пока не пришли к соглашению о нюансах его действия. Но даже если поездки граждан КНР в Петербург возобновятся на прежних принципах, по‑настоящему заработать на этих туристах городу вряд ли удастся. Здесь показателен пример Таиланда, который всего за пару месяцев успел принять больше миллиона туристов из Поднебесной, а теперь вовсю бьет в колокола из‑за возобновления практики так называемых ноль доллар туров, когда почти все деньги от пребывания граждан Китая утекают обратно в КНР.

Что касается других иностранцев, то Петербург рассчитывает на приток гостей как из СНГ, так и из дальнего зарубежья. «Рассчитываем, что программа «Петербург — культурная столица СНГ-2023» позволит стимулировать культурный обмен и нарастить турпоток из бывших советских республик», — заявляет наш губернатор. И подчеркивает, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, в которых суммарно проживают около 3,5 млрд человек, «это большой и перспективный с точки зрения туризма рынок». «Саммит Россия — Африка, который пройдет в июле, тоже может повысить интерес представителей этого континента к поездкам в Петербург, — считает он. — Ведем переговоры по развитию туризма и со странами Латинской Америки».

Вместе с тем рассчитывать, что эти направления быстро дадут Петербургу множество туристов, было бы слишком оптимистично. Причин как минимум две: высокая стоимость поездок и фактическое отсутствие прямых перелетов. Ближний Восток (ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия и пр.), а также Индия в этом отношении гораздо перспективнее. Однако и здесь есть сложности с логистикой — прямых рейсов в Индию и Юго-Восточную Азию (за исключением разве что Таиланда) из Петербурга пока нет.

Лучше вы к нам

Статистика однозначно показывает: гость из‑за кордона для Петербурга предпочтительнее россиянина, поскольку тратит на отдых гораздо больше. Если учесть, что индийцы или жители ОАЭ нередко приезжают в Россию большими семьями или компаниями на длительный (больше недели) срок, а для размещения выбирают отели уровня 4 – 5 звезд, речь может идти о десятках тысяч долларов.

«Зарубежный турист — это больший чек и большая выручка для туристической индустрии города», — говорит, к примеру, вице-губернатор Петербурга Валерий Москаленко. Тут все просто: по данным статистики, останавливающиеся в гостиницах путешественники-россияне в среднем тратят на поездку в Петербург около 44 тыс. рублей. Средний чек туристов из ближнего зарубежья — 64,6 тыс., а у нечастых сейчас гостей из дальнего этот показатель составляет уже 113,6 тыс. рублей. И понятно, что с точки зрения экономики принимать «дальних» туристов Петербургу гораздо выгоднее. И если тем или иным образом их в Петербург завлечь, суммарный доход от посетивших в 2022 году Северную столицу гос­тей 366 млрд рублей в 2023‑м явно можно приумножить.

Но поскольку с иностранцами пока сложно, власти города решили повременить и с введением курортного сбора: ранее запланированный на 1 августа 2023 года старт проекта переносится на апрель 2024 года. Ведь если для иностранца 100 руб­лей не деньги, то для россиянина из глубинки, будучи умножены на дни пребывания и число взрослых, они могут стать весомым аргументом в пользу отказа от поездки.

В целом можно надеяться, что нынешний летний сезон окажется куда более весомым, чем прошлогодний, — по крайней мере в рублях. И плюс 20 – 30 % к уровню 2022‑го вполне вероятен. А вот по количеству принятых туристов особых рекордов, если ситуация не сильно изменится, ждать не стоит.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7429) от 05.06.2023 под заголовком «И нашим, и вашим ».


Комментарии