От роялей до альтов. Как в России производят музыкальные инструменты

Вот уже три года в рамах проектов Минкульта и Минпромторга в нашей стране воплощается идея импортозамещения музыкальных инструментов. За это время практически с нуля было создано несколько производств, налажена поставка отечественных музыкальных инструментов в образовательные учреждения. Однако мажорные отчеты чиновников о ситуации в отрасли не всегда находятся в гармонии с реальностью.

От роялей до альтов. Как в России производят музыкальные инструменты | ФОТО Анатолия МЕДВЕДЯ/ТАСС

ФОТО Анатолия МЕДВЕДЯ/ТАСС

Курс на возрождение

В 2017 году Владимир Путин поручил правительству обеспечить поддержку производства в России музыкальных инструментов для оснащения ими школ искусств. Минпромторг и Министерство культуры РФ подготовили соответствующие программы. В частности, уже три года реализуется национальный проект «Культура» (федеральный проект «Культурная среда»), ориентированный на развитие производства пианино путем размещения на отечественных предприятиях гарантированного госзаказа для оснащения детских школ искусств.

Контракты в рамках программы подразумевают встречные обязательства по развитию производства отечественных музыкальных инструментов и прежде всего по повышению уровня локализации. В 2018 году программа была расширена и включила в себя российские духовые музыкальные инструменты, а в 2019 году – ударные инструменты. Всего в рамках нацпроекта до 2024 года планируется оснастить 1800 образовательных учреждений новыми музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

В Петербурге объем финансирования программы «Культурная среда» до 2024 года составляет более 700 млн руб., при этом за 2019 – 2020 годы оборудование получили 24 образовательных учреждения на 175 миллионов. В этом году предполагается бурный рост: для 20 детских школ искусств должны закупить инструментов на 230 миллионов.

Первые ласточки

До революции Российская империя была одним из ведущих производителей пианино, причем сосредоточено производство было главным образом в Петербурге, где выпускали, например, знаменитые рояли «Беккер». Революция эту индустрию разрушила, однако затем началось восстановление. Так, в Ленинграде на базе фабрики «Беккер» появился «Красный Октябрь». В восьмидесятых годах прошлого века фабрики по производству пианино работали во многих городах СССР, а в стране выпускали более 100 тысяч инструментов в год.

Сегодня же фабрики пианино и роялей можно пересчитать по пальцам. Прежде всего это «Тульская гармонь», ФРП «Аккорд» (головной офис находится в Северной столице, а производство – в Калуге), петербургские фабрики «Нева-Саунд» и «Медиус». По данным сервиса «Картотека.ру», ООО «Нева-саунд» принадлежит в разных долях Дмитрию, Эдуарду и Татьяне Симученковым. Акции ОАО «Медиус» принадлежат различным компаниям и физическим лицам, гендиректором компании является Сергей Васильев.

На предприятии в Калуге, оснащенном современными производственными линиями с высокоточными станками, уникальным покрасочным цехом и роботизированной системой настройки, уже в 2017 году был налажен выпуск пианино популярных моделей под брендом «Николай Рубинштейн». Проект инструмента был разработан под руководством специалистов немецкой фортепианной фабрики Ed. Seiler.

«В 2019 году наше предприятие выпустило 678 пианино и 40 роялей, в 2020 году – 211 пианино и 43 рояля, – рассказывает руководитель направления «маркетинг» ФРП «Аккорд» Андрей Вишняков. – Инструменты отправлены в различные регионы России и установлены в школах, колледжах и других учреждениях. В Петербурге, например, 3 рояля и 18 пианино мы установили в новом корпусе музыкальной школы № 37».

Непосредственно в Северной столице осенью 2017 года мастера компании «Нева-Саунд» презентовали первое пианино «Михаил Глинка». Проект инструмента был разработан на чешской фабрике C. Bechstein Europe, которая на протяжении многих лет занимается производством инструментов под маркой W. Hoffmann.

«Во многом благодаря госпрограммам поддержки за последние три года мы прошли путь от отверточной сборки до производства с большим количеством выполняемых операций, наличием квалифицированного персонала и специального оборудования, – рассказывает коммерческий директор предприятия «Нева-Саунд» Дмитрий Симученков. – Сейчас у нас работают две площадки – производство корпусов в поселке Правдинский Московской области и сборочная площадка в Петербурге».

На фабрике «Медиус» в Петербурге выпускают пианино под собственной маркой «Амедеус». При этом здесь обошлись без западных партнеров, используя опыт специалистов, работавших когда-то на ленинградском «Красном Октябре».

Не клавишами едиными

Кроме пианино и роялей на берегах Невы налажено производство скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов и смычков. История скрипичной мастерской «Горонок» начинается в 70-х годах прошлого века. Ее создатель профессиональный музыкант и скрипичный мастер Михаил Горонок работал в Мариинском театре и изготавливал инструменты по заказу Министерства культуры СССР. С 2016 года компания открыла новые мастерские под Петербургом вблизи поселка Заостровье.

В 2006 году силами энтузиастов петербургской фабрики Resonance Harps было возрождено производство педальных и леверсных арф, которыми в былые времена славился Ленинград. Сегодня это единственная в России фабрика арф, входящая в мировую пятерку арфовых производств полного цикла. Сейчас 95% отечественных арф, произведенных на этом предприятии, идут на экспорт.

Что касается местных производителей гитар, то на слуху компания Doff Guitars. По словам ее сотрудников, предприятие производит музыкальные инструменты исключительно из массива дерева, ни фанера, ни ламинат в производстве не используются.

Еще одно уникальное петербургское предприятие «Синкопа» (Sinkopa Percussion) занимается производством учебных ударных инструментов (ксилофон, тренировочный барабан (пэд), перкуссия). Свою деятельность компания начала в далеком 1991 году. Это был салон звукозаписи, владелец которого профессиональный музыкант Евгений Ахунов делал на заказ ксилофоны. За годы существования предприятие переживало взлеты и падения, и к 2020 году продукция мастерской приобрела популярность и заняла свое место на рынке.

К сожалению, в ночь с 1 на 2 января 2021 года в производственных цехах предприятия случился пожар. Огонь уничтожил столярный, токарный и покрасочный цеха, станки и оборудование, запасы древесины и других материалов, а главное – бесценные наработки и шаблоны, которые еще не были перенесены в электронный вид. Однако сотрудники предприятия не сдаются и даже в таких экстремальных условиях продолжают работу с надеждой расширения производства. Поддержать проект восстановления предприятия можно на одной из краудфандинговых платформ.

На импортных комплектующих

И все же отечественным производителям музыкальных инструментов сложно вписываться в рыночную экономику. К сожалению, Россия пока зависит от зарубежных поставок музыкальных инструментов и их комплектующих. Эта продукция импортируется преимущественно из Китая.

«Для создания инструментов я в основном использую комплектующие импортного производства – их приходится заказывать или привозить из-за рубежа, – объясняет петербургский мастер по изготовлению гитар Владимир Нейвот. – С этой точки зрения пандемия усложнила работу. Приходится работать на оставшихся запасах».

Крупные производители стараются уйти от этой зависимости и делают все возможное, чтобы повысить глубину локализации своих производств. Так, на сегодняшний день уровень локализации производства пианино в нашей стране превышает 50%, духовых музыкальных инструментов — достигает 35 – 45%, барабанов – более 70%, а оркестровых тарелок – 100%.

«Из импортных компонентов мы используем только красную древесину и китайские винтики, – отмечает гендиректор и владелец «Синкопы» Настасья Ахунова. – А в целом мы даже лаки и краски используем отечественного производства».

В компании «Медиус» гордятся тем, что наладили собственное производство из кавказской ели таких сложных частей пианино, как футор и резонансная дека. А вот «механика» останется импортной, вероятно, надолго. Тем же путем идет и «Нева-Саунд».

«В 2021 году мы намерены поэтапно перейти к российскому производству основных деревянных частей пианино – футора, деки, вирбельбанка. Это означает рост локализации до 70%. Фактически это уже полноценное фортепианное производство, – рассказывает Дмитрий Симученков. – При этом считать, что сборка музыкального инструмента – это простая дежурная процедура, неверно. Так, с точки зрения технологии изготовления рояль состоит более чем из 12 тысяч деталей, и каждая требует точнейшей выработки, обработки, приладки, настройки. В результате именно от мастерства сборки зависит качество инструмента».

Не сделано в России

К сожалению, для перехода к максимально локализованному производству необходима господдержка намного масштабнее и объемнее, чем нацпроект «Культура». Глубокая локализация – это дорогое удовольствие. По расчетам производителей пианино, любая операция в этом направлении предполагает инвестиции полмиллиона евро. При этом полноценный сбыт готовой продукции даже с учетом госзаказа гарантирован не в полной мере. На данный момент с учетом действующих государственных программ поддержки нынешний объем рынка пианино составляет около 1500 – 2000 инструментов в год. Для нормального же функционирования одной фабрики необходимо производить как минимум 250 – 300 штук в год, то есть в нынешних условиях максимально могут существовать 4 – 5 российских производств.

В принципе этого было бы достаточно, если бы по госпрограмме действительно закупали только отечественные инструменты, как это предусмотрено условиями. На практике же некоторые учреждения обходят ограничения. Причем дело не в заботе о качестве: закупают в основном не премиальную продукцию европейских брендов, а инструменты экономкласса из Китая или Индонезии, которые отечественные пианино даже превосходят по уровню, но уступают по цене.

Получается подмена идеи импортозамещения, когда на китайские инструменты символически прикручиваются три винтика и приклеивается этикетка «Сделано в России». Такие «российские производители» ограничиваются только офисом, даже не имея собственных производственных помещений, но при этом мастерски выигрывают закупочные тендеры.

Бороться с этим можно только одним способом: обеспечив контроль не только качества продукции, но и наличия у предприятий реальных производств. Вот только не всем чиновникам, видимо, это выгодно.

Высший пилотаж

Одно дело производить инструменты массового спроса для образовательных и культурных учреждений (чем в основном сегодня занимаются отечественные производители), другое – производство инструментов для консерваторий, профессиональных симфонических оркестров, оперных театров, солистов. В этом случае стоит признать, что серийного производства инструментов такого уровня в нашей стране пока еще нет.

«Если создание серийного производства инструментов, пригодных для обучения, возможно, то наладить производство музыкальных инструментов для профессионалов с нуля и при этом поставить на поток в короткие сроки очень сложно, – считает Владимир Нейвот. – Хорошие качественные инструменты для профессиональных музыкантов – это ювелирная работа. При этом не стоит забывать, что Россия всегда славилась хорошими мастерами, которые создают уникальные музыкальные инструменты. В основном это старая гвардия специалистов, которых со временем становится меньше. Мастеров сейчас никак не поддерживают, помещения под мастерские не предоставляются. Заказов мало, так как сегодня приобретать качественные музыкальные инструменты могут позволить себе единицы. Хотя надеяться на лучшее все-таки надо. Тем более что именно музыка вдохновляет и мотивирует на победы».

#музыкальные инструменты #производство #импортозамещение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (6881) от 15.03.2021 под заголовком «Музыкальная высота».


Комментарии