Осторожно! Мошенники звонят от имени Центрального Банка России
11 апреля на мой мобильный телефон раздался неожиданный звонок. Незнакомая женщина назвала меня по имени-отчеству и представилась солидно: «Алина Гаврилова, менеджер по работе с клиентами департамента операций на финансовых рынках Центрального Банка России». Я был, мягко говоря, сильно удивлен. По работе мне приходится часто обращаться в Банк России, но делаю это я через пресс-службу, ответы приходят тем же путем.
Изображение 3D Animation Production Company с сайта Pixabay
Дама с базой
Следующей фразой дама не просто удивила, она просто шокировала меня. Оказывается, ей «передали базу данных», где сказано, что я потерял деньги на финансовых рынках - «бинарных опционах», или «Форекс», став при этом жертвой нечистоплотных брокерских контор. Если я подтверждаю данный факт, то она якобы готова помочь мне вернуть утраченные средства.
Я заявил пресловутой «Алине Гавриловой», что не терял деньги в подобных играх. Мне сразу же стало понятно, что это какая-то афера. Ну не звонят чиновники гражданам. Однако взыграл профессиональный журналистский интерес, я решил продолжить увлекательную беседу. Попросил пояснить, что это за опционы и где тот «Форекс».
«Возможно, что вы посещали сайты по финансовой теме, оставили данные и произошла техническая ошибка», - ответила она. Думаю, что это правда. Я действительно, собирая материалы для статей, захожу на соответствующие страницы в Интернете. Зарегистрировался, отсюда утек мой телефонный номер с именем владельца. А дальше логика простая - зашел, значит, играл, а если играл на бирже, то с 95-процентной вероятностью проиграл. Если же человек один раз потерял деньги, то будет терять и дальше.
Я сказал, что работаю неподалеку от управления Банка России в Петербурге (от нашей редакции до Фонтанки идти неспешным шагом от силы 15 минут), готов встретиться со специалистами. Но вот беда, огорчила меня «Алина Гаврилова», работает она в головной организации госбанка на Неглинной в Москве.
На следующий день та же дама перезвонила, я еще раз подтвердил, что не имею претензий ни к каким брокерам. На этом общение закончилось.
Ваш номер «засвечен»!
Оба раза эта дама звонила со стационарного телефона в Москве, мой мобильный показал номер. Поискав в Интернете, я обнаружил, что он «засвечен». Работают с него мошенники, обещают «возврат» денег уже несколько месяцев.
Но не только, вот еще описание звонка с этого телефона: «Позвонили, представились сотрудником коммерческого банка... предложили свою кредитную карту на 100 дней льготного периода. Стали спрашивать ФИО, добрачную фамилию, паспортные данные... сказала, что паспорт не под рукой, т. к. в это же время перезвонила с рабочего телефона, не дозвонилась - был сбой вызова... Проверила, такой телефон банку не принадлежит!».
Очевидно, что это пример социального фишинга («рыбалки») - выманивания у человека паролей и кодовых слов доступа к их счетам. Никакие деньги не вернут, отнимут те, что есть.
Я описал общение с «Алиной Гавриловой» пресс-службе Банка России и попросил прокомментировать эту ситуацию.
Вот что мне ответили. «Сотрудники Банка России никогда не звонят частным лицам. Исключение составляют случаи, когда вы сами обратились в Банк России с жалобой, вопросом или предложением. Тогда может прийти SMS с короткого номера 3434 или сообщение с адреса noaddress@cbr.ru.
Любые сообщения с других номеров, особенно если в них предлагают ввести ПИН-код, предоставить личные данные, подтвердить операцию, следует расценивать как попытку мошенничества. Департамент операций на финансовых рынках Банка России взаимодействует только с профессиональными участниками рынка.
Выплаты компенсаций гражданам, которые понесли ущерб от действий недобросовестных участников финансового рынка, производит Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Право на компенсацию имеют вкладчики и акционеры только тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые включены в реестр фонда. О деятельности фонда и способах получения компенсаций можно узнать на его официальном сайте - fedfond.ru».
Клиент, да не тот
Случаи, когда мошенники звонят от имени государственных учреждений, нередки, добавили нам. Мошенники могут представляться сотрудниками Банка России, прокуратуры, суда, Министерства здравоохранения, Министерства финансов и др. Как правило, они сообщают о том, что вам положено возмещение ущерба от действий мошенников или компенсация за купленные услуги и для получения денег нужно что-то оплатить (подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег) или предоставить паспортные данные, банковские реквизиты, данные вашей банковской карты. Не следуйте их указаниям и ничего не оплачивайте.
«Узнать подробнее о том, как действуют мошенники и как им противостоять, можно на сайте fincult.info, который создан Банком России для формирования финансовой культуры граждан», - рекомендовали нам. Да, клиенты бывают только у коммерческих банков. А в департаменте операций на финансовых рынках Банка России нет никаких «клиентских менеджеров».
Читайте также о том, как в Невском районе задержан жулик, менявший старикам рубли на фейковые купюры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6433) от 06.05.2019 под заголовком «Когда звонят с Неглинной».
Комментарии