Кто возглавит Северный морской путь

Создавать новую госструктуру, отвечающую за развитие Северного морского пути (СМП) и прилегающих территорий, правительство РФ не стало, решив наделить этими функциями Росатом. А скоро корпорация и впрямь станет хозяином Арктики: соответствующий законопроект одобрила правительственная комиссия. Ожидается, что появление единого оператора поможет не только форсировать строительство на петербургских верфях ледокольного флота, но и увеличить грузопоток на «студеном» пути.

Кто возглавит Северный морской путь | ФОТО Виталия ИВАНОВА/ТАСС

ФОТО Виталия ИВАНОВА/ТАСС

В законопроекте расписаны полномочия корпорации, ведающей ледокольным атомным флотом, по развитию Севморпути (разрешение на проход там судов выдавала структура Минтранса РФ, и она же обеспечивала в этом районе безопасность мореплавания). Документ будет рассмотрен в ближайшее время на заседании правительства, но существенным образом, по мнению экспертов, вряд ли изменится.

А это значит, что Росатом станет главным распорядителем арктических средств и заказчиком новых государственных программ. Атомщики будут не просто влиять на состояние морского транспортного коридора в Заполярье, но и отвечать за морские порты на всем этом пути, за безопасность, энергетику и навигационные средства. То есть практически все нити управления данной сферой будут находиться теперь в единых руках. Включая приток инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, поскольку одна казна «раскрутить» такие программы не сможет.

Но некоторый круг вопросов, в соответствии с принципом двух ключей, останется у Минтранса России. Предполагается, что он сохранит полномочия по утверждению правил проводки судов по маршруту СМП в акватории полярных морей. Сами же разрешения транспортники будут выдавать по согласованию с главным «высокоширотным» оператором.

А вот порядок навигационно-гидрографического обеспечения на этом трудном пути и на подходах к портам вместе с атомщиками определять станут специалисты Росморречфлота. Правда, для четкого разграничения полномочий придется раздвинуть границы устаревшей нормативно-правовой базы.

Между тем речь идет о круглогодичном функционировании Севморпути, и не только в интересах нефтяников или оборонного ведомства, но и для развития, скажем, арктического туризма. Такое комплексное использование транспортно-логистического маршрута в Северном Ледовитом океане на правительственном уровне рассматривается впервые с советских времен.

Но, чтобы трасса получила второе дыхание, нужно повысить там коммерческую скорость перевозки грузов, значительно улучшив инфраструктуру, и распахнуть морские ворота в Арктику для судов, плавающих под флагами других стран, считают специалисты. Китай уже готов проложить по этому маршруту свой «ледяной Шелковый путь»: созданы рабочие группы по подготовке меморандума о совместном освоении арктической зоны РФ, который может быть подписан уже скоро (китайцев интересует, в частности, транзит сжиженного природного газа).

Большинство из полутора десятков крупных действующих и перспективных проектов в этой зоне пока связано с освоением минеральных ресурсов края. Однако перечень грузов, доставляемых по СМП, непрерывно растет. Годовой объем грузоперевозок в арктическом бассейне два года назад перевалил за знаковую отметку 7,5 млн тонн (примерно столько же транспортировалось по этому пути в советскую пору).

А к 2025 году он может вырасти как минимум в десять раз, то есть арктическая перевалка осилит к тому времени порядка 80 - 90 млн тонн грузов. В том числе за счет уже реализуемых проектов в морских портах Сабетта, Мурманск и др. Такие данные озвучил на Петербургском международном экономическом форуме глава Росатома Алексей Лихачев.

Но для этого, по его словам, Россия должна модернизировать свой самый большой в мире ледокольный флот. Решить эту задачу позволит ввод в эксплуатацию трех атомных судов проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал»), которые строятся на петербургских верфях и предназначены для работы на СМП и в устье полярных рек. 

Материал был опубликован в газете под № 126 (6235) от 16.07.2018 под заголовком «Одна трасса - два ключа».  

#Арктика #Росатом #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6235) от 16.07.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург
24 Августа 2018

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург

Теперь на этой почве столицы соревнуются между собой в том, сколько миллионов квадратных метров жилья ими введено.

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?
10 Августа 2018

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?

Между отечественными верфями развернулась борьба за арктические заказы. Какие лидеры будут строить «Лидера»?

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?
09 Августа 2018

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?

При строительстве аэроэкспресса из Пулково до Витебского вокзала Смольный испытает новую схему партнерства с «частником». Разберемся в ней подробнее.

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм
07 Августа 2018

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм

Мы разобрались в ситуации, что делать путешественникам в том случае, если туроператор официально объявил о банкротстве.

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го
02 Августа 2018

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го

Индекс промышленного производства за указанный период в Северной столице составил 103,5%, в 47-м регионе - 104,7%. Разберемся в составляющих показателей.

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ
30 Июля 2018

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ

Главные новости продовольственного рынка – в нашем обзоре: особенности «Российского» сыра, «шоколадные» перипетии и узда для продуктов от торговых сетейю

«Фирму Сигма» отправили в банкротство
23 Июля 2018

«Фирму Сигма» отправили в банкротство

Арбитражный суд решил ввести в отношении проблемного застройщика процедуру банкротства. Бесславная история фирмы – в нашем материале.

Как работала промышленность Северо-Запада с января по май 2018-го
27 Июля 2018

Как работала промышленность Северо-Запада с января по май 2018-го

Мы разгадали статистические загадки и разобрали «по косточкам» народно-хозяйственную подноготную соседей Петербурга и Ленобласти.

«Северная долина» вернула аванс со «Стиля»
26 Июля 2018

«Северная долина» вернула аванс со «Стиля»

Одна из некогда крупнейших в Петербурге строительных компаний - «Фирма «Сигма» - вступила на путь банкротства. Вслед за ключевой структурой банкротом может стать и одноименная группа компаний.

Предприятия Ленобласти готовы объединиться в кластеры
19 Июля 2018

Предприятия Ленобласти готовы объединиться в кластеры

Представители сотни предприятий 47 региона на конференции обсудили, как промышленность может объединиться для своего развития. Сколько в Ленобласти кластеров регионального уровня?