Обратный эффект санкций. Вслед за золотом поднялись цены и на цветные металлы
Если причины роста цены на драгметалл эксперты видят в различного рода объективных причинах, то резкое повышение стоимости меди и никеля, алюминия и титана — это результат рукотворных действий Запада, их новых санкций против России.
ФОТО Sergei A on Unsplash
Так, на торгах в прошедший понедельник стоимость никеля на Лондонской бирже металлов (LME) в определенный момент поднималась на 9,3 % и впервые с сентября прошлого года достигала $19,35 тыс./т. Тем временем алюминий дорожал сразу на 9,9 % — до $ 2,73 тыс./т, а медь — на 2,5 %, до $ 9,64 тыс./т. В последний раз такие высокие уровни можно было наблюдать еще в июне 2022‑го.
Напомним, что в конце прошлой недели Великобритания и США ввели санкции в отношении России в сфере торговли металлами, которые предполагают, что LME и Чикагская товарная биржа больше не смогут пополнять запасы алюминия, меди и никеля на своих складах за счет поставок сырья российского происхождения. Такое решение Вашингтон и Лондон объяснили желанием лишить Москву прибыли от продажи металлургической продукции. «Биржи металлов играют ключевую роль в содействии торговле промышленными металлами по всему миру. Предпринимая совместные действия, США и Великобритания лишают Россию и ее производителей металлов важного источника доходов», — говорится в сообщении министерства финансов Соединенных Штатов. В совместном заявлении Лондона и Вашингтона также отмечалось, что вводимые ограничения не касаются имеющихся запасов металлов из РФ на складах обеих бирж, с которыми по‑прежнему можно будет осуществлять торговые операции, однако обе площадки больше не смогут приобретать российские медь, алюминий и никель.
Лондонская биржа металлов при этом не исключала, что санкции могут привести к неопределенности на рынке, поскольку участники, не зарегистрированные в Британии, смогут продолжить операции с ней. Не исключалась также вероятность «возникновения перебоев с поставкой металлов». В то же время биржа не ожидает дестабилизации спроса и предложения, поскольку клиенты не из Великобритании по‑прежнему смогут выводить металл со складов. LME отмечает, что «достаточно существенная доля рынка» по‑прежнему желает получать физический российский алюминий.
Такие шаги Вашингтона и Лондона, разумеется, не прошли мимо Кремля. Новые санкции Запада в отношении российского металлургического сектора могут обернуться ударом для самих инициаторов ограничений. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Относимся к ним так же, как и ко всем остальным санкциям, — считаем их абсолютно незаконными… Это обоюдоострое оружие, и они будут абсолютно так же бить по интересам тех, кто эти санкции вводит», — подчеркнул представитель Кремля. По его словам, российские власти будут внимательно следить за дальнейшим развитием событий в отрасли. При этом, как отметил Песков, в результате введенных рестрикций на мировом рынке уже произошла «определенная дестабилизация цен».
Как известно, на сегодняшний день Россия входит в число ведущих игроков на глобальном рынке металлов. В конце минувшего года на долю страны приходилось почти 6 % мирового производства никеля, свыше 5 % алюминия и чуть больше 4 % меди. Такие данные приводит Геологическая служба США. Более того, по состоянию на конец марта нынешнего года общая доля всех российских металлов в хранилищах LME составляла 40 %. Причем в алюминиевых запасах биржи продукция из РФ занимала 91 %, в медных — 62 , а в никелевых — 36 %.
По мнению экспертов, своими действиями Запад не только пытается ограничить доходы Москвы, но и простимулировать собственное металлургическое производство. Впрочем, как полагают специалисты, Россия перенаправит экспорт в другие страны, которые будут продавать товар тем же Соединенным Штатам и Британии, но уже дороже. Такой точки зрения, в частности, придерживается финансовый аналитик Владислав Антонов. «На мой взгляд, действия США и Великобритании имеют двойную цель: обе страны хотят не только ограничить экспорт российских металлов, но и, вероятно, стимулировать собственное производство. Искусственно вызвав дефицит на рынке и повысив цены, они могут попытаться привлечь больше инвестиций в развитие национальной металлургической отрасли. Однако перспективы такой стратегии выглядят неоднозначно», — считает эксперт. По мнению специалиста, Россия будет активно искать новые рынки сбыта своих металлов прежде всего в Китае и других дружественных странах. Это позволит Москве частично обойти западные санкции, тогда как сами Вашингтон и Лондон могут временно столкнуться с резким повышением цен на никель, алюминий и медь внутри своих стран.
«Возможно, дефицит будет временным и рано или поздно рынок найдет способы адаптироваться, в том числе за счет компенсации российского экспорта из других источников. Тем не менее металлы из РФ, скорее всего, продолжат попадать в Европу и Северную Америку, но уже через третьи страны, что усложнит контроль и создаст дополнительные издержки для конечных потребителей. В целом, думаю, Россия предпримет все возможное, чтобы минимизировать ущерб от новых ограничений», — полагает аналитик.
Эксперты также сомневаются, что новые ограничения возымеют эффект. По их оценкам, два таких российских металлургических гиганта, как РУСАЛ и «Норильский никель», сейчас гораздо меньше погружены в западную финансовую систему. Тем не менее в понедельник акции РУСАЛа в Гонконге упали почти на 6 %. Многие аналитики также сходятся во мнении, что в результате новых ограничений в Китай будет поступать больше металлов из РФ. «Поставки российских металлов вряд ли остановятся. Основной их поток будет разворачиваться прочь от США, ЕС и Великобритании и направляться в Юго-Восточную, Западную и Восточную Азию, в Китай. Стоит ожидать роста объема поставок в 1,7 – 2 раза, что сможет компенсировать потери американского, британского и в перспективе европейского рынка», — предполагает доцент Финансового университета Михаил Хачатурян.
Примечательно, что Москва уже начала переориентировать поставки своей металлургической продукции с западного направления на восточное. Так, например, за последние два года экспорт российского алюминия в США сократился с $ 612 млн до $ 44 млн, тогда как отгрузки в Китай, напротив, увеличились с $ 812 млн до $ 2,87 млрд. Об этом говорится в материалах министерства торговли Соединенных Штатов и главного таможенного управления КНР.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7648) от 19.04.2024 под заголовком «Обратный эффект санкций».
Комментарии