Одеть «Конька-Горбунка». Как создаются костюмы для сказочных киноперсонажей

Одна из значимых черт петербургского легпрома - пошив всевозможных нарядов не для того, чтобы их носили обычные люди. Мы уже рассказывали об индустрии изготовления формы для аниматоров, спецодежды для туристов. Сегодня мы заглянем в мир кино.

Одеть «Конька-Горбунка». Как создаются костюмы для сказочных киноперсонажей | Индустрия киносъемок - это подбор не только актеров, но и того, что они будут носить в кадре. ФОТО АВТОРА

Индустрия киносъемок - это подбор не только актеров, но и того, что они будут носить в кадре. ФОТО АВТОРА

Известный петербургский художник по костюмам Надежда Васильева рассказала об особенностях их создания для кинематографа и раскрыла секрет работы над масштабным сказочным блокбастером «Конек-Горбунок», съемки которого минувшим летом стартовали в Петербурге.

Всего в фильме задействовано более 500 костюмов, из которых 350 - для массовки. Все эти костюмы не простые, а сказочные. А чтобы сказка получилась настоящей, их создатели проделали большую работу. Проще всего было с образцами, которые подсмотрели в иллюстрациях известного художника Ивана Билибина. А дальше...

«Все было бы намного проще, если бы в России существовала индустрия производства костюмов для кинематографа, как это практикуется в других странах, - говорит Надежда Александровна. - Но, увы, такой роскоши отечественный кинематограф позволить себе не может. И когда, к примеру, отшивали такой масштабный проект, как «Матильда», другие картины в тот период отшивать было негде. Кроме того, создавая костюмы для фильмов, мы вынуждены собирать и материалы, и технологии, как говорится, с миру по нитке».

Так было и с «Коньком-Горбунком». Ткань для сарафанов нашли в Костроме. А вот ситец все-таки пришлось покупать в Китае, где он оказался намного дешевле отечественных вариантов. Качественный лен - «тонкий, как раньше» - нашли только в Италии. В Индию ездили за фурнитурой и экзотическими материалами в виде старинных сари и платков, которые были удачно интегрированы в костюмы.

Большинство фишек, на которых основана концепция многих костюмов, рождалось «на коленке» из подручных материалов и бурной фантазии их создателей. Некоторые удачные решения появлялись стихийно, под влиянием свойственного для киносъемок форс-мажора. К примеру, когда вышивали 50 рубах, столкнулись с тем, что создание профессиональной вышивки, соответствующей настоящим старинным образцам, занимает очень много времени. Процесс выбился из графика, узор остался недоделанным. В результате оказалось, что незаконченный вариант - идеальный для съемок, потому что узор получился как бы истлевшим, что создало в кадре особую атмосферу и еще раз подтвердило: кино любит недосказанность.

Вообще-то вышивки в костюмах для «Конька-Горбунка» очень много. При этом костюмеры столкнулись с тем, что у нас в стране очень мало носителей мастерства. А специалисты в вышивке золотом и вовсе остались только в редких монастырях. В конце концов поиски привели в Индию, где на помощь петербургским костюмерам пришли местные вышивальщики мужского пола, потому что, как выяснилось, в этой стране женщинам вышивать не дозволено.

Сначала делали машинную вышивку, потом по ней шла ручная вышивка канителью, благодаря которой на экране получается рельефное изображение. Для достижения эффекта комбинировали разные варианты ручной и машинной вышивки. Например, птичка создана классической вышивкой, а ее хвост выложен канителью. Кроме индийской канители в Индии нашли всю фурнитуру, в том числе и пуговицы. Но поскольку нужно было миллион пуговиц, из экономических целей купили только образцы, по которым остальные экземпляры слепили сами.

Так как фильм рассчитан на семейный просмотр «6+», перед авторами костюмов стояла задача сделать их интересными для всех зрителей, в том числе и самых маленьких. Поэтому специально для детской аудитории практически все костюмы дополнены элементами в виде образов из лубочных картинок. На каждом костюме присутствуют либо нарисованные, либо вышитые, либо непечатные персонажи лубка: птички, рыбки, мышки, котики или волки.

Для увеличения рельефности многие из этих игрушечных украшений набивали ватой и только потом украшали вышивкой. В этом тоже помогали индийские вышивальщики. К примеру, они делали птицу Феникс. В процессе работы им было очень сложно объяснить, что лица у этих птиц должны быть не индийскими, а русскими, и вышивать их надо не коричневыми, а розовыми нитками.

Особое внимание было уделено головным уборам, в частности кокошникам. Эта тема еще раз подтверждает, что изделие, будь то вышивка, кружево или украшение, созданные по всем правилам этнографической технологии, для кино не годится. А секрет киношных шлемов в том, что они вовсе не железные, а резиновые. Если каскадер, к примеру, упадет с лошади, то шлем не расколется и не поранит его. Кокошники для кино тоже делают как можно легче, чтобы в них было удобно танцевать.

В любом случае сказочный костюм это самая вольготная тема для кинохудожника. А вот с историческими фильмами все намного сложнее, особенно это касается мужских костюмов. По мнению специалистов, в Петербурге есть всего три человека, которые умеют это делать достойно.

Что касается компьютерных технологий, которые сегодня захватили кинематограф, то, как считает Надежда Васильева, это интересно, но важно, чтобы они «грамотно сочетались с жизнью».

Однако основная сложность в создании костюмов для кино в том, что если модельер, работающий в фэшн-индустрии, на подиуме самовыражается и ни от кого не зависит, то создатель костюмов в кино зависит от всего и всех: от сценария, режиссера, продюсера, оператора. И положительный результат будет лишь при условии полного взаимопонимания с режиссером и командой.

#костюмы #кино #ткани

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6302) от 17.10.2018 под заголовком «Нарядить Конька-Горбунка».


Комментарии