Промыслы ждут меценатов. Путешествие по «гончарным» местам Ленобласти
Одним из старейших и развитых промыслов, которым славился наш регион, было гончарно-керамическое производство. В XIX - XX веках крупные гончарные центры, продукция которых была востребована не только в Петербурге и других российских городах, но и за рубежом, активно работали в нынешних Лодейнопольском, Тихвинском, Тосненском и других районах. Возможно ли возрождение былого богатства, имеет ли смысл сегодня развивать индустрию керамики в Ленобласти? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» побывала в местах, где находились наиболее известные гончарные предприятия, имеющие статус народных художественных промыслов.
Несмотря на обилие импортной керамической посуды на прилавках магазинов, мы скучаем по глиняным горшочкам и тарелкам, сделанным в наших краях. Увы, сейчас местное производство керамики придется восстанавливать по крупицам. ФОТО АВТОРА
Оятский Феникс
Первый пункт назначения экспедиции по «гончарным» местам Ленинградской области - деревня Алеховщина Лодейнопольского района. С древних времен эта местность славилась своими гончарами, ведь берега здешней реки Оять были богаты залежами качественной глины. Ее добыча и обработка были для жителей местных деревень одним из основных средств к существованию.
В конце XVIII века благодаря деятельности предприимчивого немецкого лесопромышленника Фока гончарное производство в этих местах было поставлено на промышленные рельсы. Он открыл в своем имении Новосельский гончарный завод. В 1850-е это терракотовое производство было единственным в России. Завод выпускал изразцы для каминов, вазы, статуэтки, посуду, аксессуары и даже керамические иконы.
Специфика работы предприятия - сезонный график. Большинство его работников были местными мастерами, которые в свободное от наемного труда время занимались собственным кустарным делом. Крестьянские художники привносили в промышленное производство творческую изюминку, получая при этом навыки использования заводской технологии. Лучшие образцы керамической продукции, как промышленной, так и кустарной, отправлялись в Петербург и Финляндию. Из Алеховщины в северную столицу шли речные караваны из лодок, нагруженных красивой посудой и предметами интерьера. Они причаливали к набережной у Аничкова моста, откуда шла бойкая торговля.
Оятские гончарные круги не перестали крутиться даже тогда, когда в конце XIX века завод сгорел. В 1928 году в Оятском районе насчитывалось почти 200 частных горшечных мастерских. В период коллективизации местных кустарей объединили в колхоз «Красный гончар» (деревня Карпина Гора), который работал до конца 1940-х. Однако из-за конкуренции с захватившими рынок изделиями из фаянса и металла керамическое производство в этом регионе все-таки пришло в упадок.
Гончарные мастерские сохранялись в нескольких селениях, в том числе в Алеховщине. И только благодаря тому, что в ЦК КПСС была принята соответствующая резолюция, промысел стал возрождаться. В 1969 году в селе Алеховщина появился единственный в области керамический цех, работающий на собственном сырье и сохранивший формы и традиционную роспись оятской керамики.
Мастера на все горшки
По воспоминаниям ныне здравствующих мастеров, на керамической фабрике работали печи, вмещающие по 250 горшков. Каждый день обжигали продукцию в 3 - 4 печках, расписывали, согласно установленной норме, по 350 горшков в день. Готовую продукцию большими партиями отправляли в Ленинград. А в 1990-х в селе даже восстановили деревянную церковь Михаила Архангела XVII века и оформили ее внутреннее убранство керамическим иконостасом местного производства.
Но в 2004 году печальная история с пожаром повторилась и фабрика прекратила существование. На какое-то время мастера разошлись по домам, но потом объединились в студию «Оятская керамика», которая с 2013 года считается частью муниципального казенного учреждения «Лодейнопольский центр ремесел». Миссия небольшого производственного цеха, действующего на базе центра, - сохранение и популяризация народных промыслов. На сегодняшний день это единственная организация, которая работает с оятской керамикой и знает ее секреты.
«Для оятской керамики характерны приземистые формы сосудов и рельефный орнамент, который наносится жидко разведенной глиной, - объясняет местная художница Нина Владимировна, которая занимается росписью горшков уже 45 лет. - Узоры этого орнамента состоят из простейших на первый взгляд элементов. Однако они имеют глубокий смысл. Например, волна означает жизнь, цветок - вселенную, птичьи лапки - связь времен. Раньше рисовали рогом, в который вставляли соломинку. Сейчас для этих целей используют медицинские резиновые груши. В основном рисуют белой глиной с добавлением различных пищевых пигментов».
Вот придет инвестор...
Сегодня в Алеховщине, как и прежде, изготавливают керамическую продукцию, правда, не в таких масштабах, как раньше. Штат этого уникального производства насчитывает менее десяти человек.
«В неделю один мастер производит сто кринок, которые художник успевает расписать за полдня, потому что расписывать керамические изделия гораздо легче, чем делать, - рассказывает мастер гончарного искусства Любовь Белова. - Работы свои представляем на различных тематических фестивалях и ярмарках. Также выполняем заказы заведений ресторанного бизнеса. Большие партии горшков берут Павловск, Мандроги. Сотрудничают с нами и монастыри. Им мы делаем курительницы для благовоний, сувенирную продукцию - колокольчики и статуэтки».
Летом к гончарам в Алеховщину заезжают редкие туристы, которые с удовольствием приобретают изделия оятской керамики в качестве сувениров. В этом году благодаря мероприятиям, проводимым областным комитетом по туризму, на Алеховщину обратили внимание и организованные туристические группы, которые могли бы стать для местного производства хорошим рынком сбыта.
«Если бы на нашу продукцию был поточный спрос, мы бы развивались, - вздыхают местные гончары-энтузиасты. - В настоящее время ведутся разговоры о возможном строительстве новой керамической фабрики. Однако все упирается в инвесторов, которые не спешат связываться с народными промыслами. Но если бы нашелся предприниматель, который бы вложил в это благородное дело средства, то наверняка не прогадал бы. Мастера наши обладают необходимыми знаниями и навыками. Конечно, сегодня это в основном старая гвардия, молодежь заниматься керамикой на голом энтузиазме желанием не горит. Но если здесь появится полноценное предприятие, то к нам бы и молодежь подтянулась. Было бы кому передать секреты мастерства».
Вторая жизнь «Сойки»
Есть надежда на развитие гончарного промысла и в Кингисеппском районе. На его территории в начале XX века находилась деревня Большое Стремление, где действовало около ста семейных гончарных мастерских, которые снабжали посудой, прочими предметами крестьянского быта и глиняными игрушками всю губернию. В отличие от оятской керамики, которую при советской власти активно возрождали как народный промысел, выделяя для этого государственные средства, ижорская керамика была незаслуженно забыта.
Это привело к тому, что в наши дни носители этого ижорского народного промысла исчезли. Однако сейчас в деревне Вистино при Ижорском музее появилась гончарная мастерская «Сойка». Руководит ею профессиональный художник и гончар, методист по народным промыслам Дмитрий Ткачев. Он восстанавливает традиционную ижорскую керамику, реконструируя глиняные изделия по археологическим фрагментам, найденным при раскопках. На сегодняшний день воссоздано более сорока предметов.
«Особенность ижорской керамики в простоте и максимальной функциональности, - объясняет Ткачев. - Ижорские гончары работали с формой, которая получалась максимально лаконичной. Чтобы подчеркнуть контур, изделие покрывали темной глазурью. Роспись как таковая отсутствовала».
Новая мастерская является отличным стартапом, на базе которого также могло бы вырасти сувенирное производство. А пока в мастерской организовано бесплатное обучение гончарному делу местной молодежи, чтобы не только возродить народный промысел, но и обеспечить ему будущее.
Изразцы в чужой печи
К сожалению, такого направления декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности, как изразцовый промысел, сегодня в Ленинградской области уже нет. Увидеть эту красоту можно, лишь рассматривая облицовку старинных каминов и печей, сохранившихся в исторических зданиях Петербурга. Некоторые из таких отопительных устройств облицованы глазурованными изразцами, на тыльной стороне которых есть клеймо «Драготино». Производились эти декоративные изделия на территории нынешнего Тосненского района, где с 1894 года располагался керамиковый изразцовый завод В. В. Комарова «Драготино». Владельцем завода был Виссарион Виссарионович Комаров, который с 1877 года работал... редактором-издателем «Санкт-Петербургских ведомостей». За год предприятие вырабатывало до 140 тыс. изразцов. Вся продукция поставлялась в Петербург. Например, печи завода сохранились во дворце великого князя Сергея Александровича, известном как дворец Белосельских-Белозерских. О качестве выпускаемых печных изразцов свидетельствуют полученные заводом «Гран-при» и золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1910 г.
После 1917-го предприятие перестроилось на промышленный конвейер, и его продукция постепенно теряла свою художественную уникальность. В начале нулевых остатки завода окончательно поглотил крупный областной производитель керамической плитки, не имеющий к народным промыслам никакого отношения. Современное предприятие демонстрирует невероятные экономические успехи, являясь лидером отрасли. Только вот о гончарном направлении народных промыслов, бытовавших некогда в районе, сегодня вспоминают только историки да искусствоведы.
В заключение этой истории стоит добавить, что в начале перестройки в Ленинградской области было около тридцати крупных предприятий (не только гончарных), имеющих статус народных художественных промыслов. Сейчас полноценных производственных площадок, имеющих право на подобный статус, не осталось ни одной.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6336) от 05.12.2018 под заголовком «Народные промыслы ждут меценатов».
Комментарии