На голубом глазу

Беспрецедентные общественные слушания могут состояться в Большом университете. Касаются они международного проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации». Воооще-то никакие слушания проектом не предусматривались — просто граждане впали в недоумение, поняв, что у них весьма «ограничены возможности» попасть в этот масштабный международный проект, а о нем самом, идущем больше года, до странности мало известно.

На голубом глазу |

Первые слушания прошли в Северо-Западном заочном техническом университете (который с 1930-х годов занимается в числе прочего подготовкой кадров для системы реабилитации). Как говорят, слушания состоялись только благодаря принципиальности ректора, которому вообще-то «были звонки и рекомендации воздержаться».

Международный проект стартовал в марте 2007 года, о чем было объявлено, в частности и через нашу газету, представителем комитета по труду и социальной защите Татьяной Шеломановой. Его цель — «помочь развитию в России системы реабилитационных услуг с учетом европейского опыта и основных положений Конвенции ОНИ о правах инвалидов». К завершению проекта в декабре 2009 года предполагалось разработать проекты стандартов реабилитационных услуг, поправки в федеральное и региональное законодательство в области соцзащиты, междисциплинарные учебные комплексы для специалистов по реабилитации и т. д.

Проще говоря, 4 миллиона евро выделялось в рамках сотрудничества России и Евросоюза на то, чтобы довести нашу социальную сферу до ума — точнее, до подписания Россией Конвенции о правах инвалидов, которую ратифицировали более 80 государств.

Партнером с российской стороны выступал департамент развития социальной защиты Минздравсоцразвития. Пилотными регионами стали три области (Московская, Костромская, Саратовская) и один город — Санкт-Петербург.

Это предисловие.

Сама история началась, когда перешли от слов к делу. К руководству СЗТУ обратились студенты-инвалиды: что-то слышали о каком-то проекте, который идет много месяцев — не участвует ли в нем СЗТУ?

Директор университетского центра биотехнических систем и технологий доктор технических наук Елена Шатаева (курирует в вузе и вопросы образования инвалидов) попыталась отыскать сведения о проекте. Дальше — сплошной Ильф и Петров.

— Информация о содержании проекта появилась на сайте лишь в конце января 2008 года, — рассказывает Елена Шатаева. — За исключением меморандума тексты проекта на русском и на английском языках не совпадают. Конкретный расход средств закрыт, что совершенно немыслимо для проектов Евросоюза.

Опять же на сайте как оригинальное исследование приводились данные, взятые прямиком из книги пятилетней давности «Проблемы инвалидности в России. Состояние и перспективы». Плюс выявилась нестыковка в приведенной статистике...

«Даже малая неточность в освещении вопросов социальной защиты порождает большое недоверие», — констатируют представители СЗТУ. И не только они: сотрудники других университетов и институтов, так или иначе работающие с инвалидами, как оказалось, тоже не имели представления о международном проекте. Мало того, на слушаниях выяснилось, что руководители организаций инвалидов тоже не в курсе. Напомним: проекту больше года.

— Мы с коллегой из СПбГУ Николаем Тойвоненом, начальником отдела проектного менеджмента, обсуждаем возможность переговоров с Питером Корсби, который назначен управляющим этой программой, — говорит Шатаева.

Впрочем, опыт общения с господином Корсби (он работает в Москве, это не первый его российский проект) уже есть. В феврале ректор СЗТУ Александр Кондратьев направил господину Корсби письмо с перечислением конкретных предложений. Господин Корсби в полстранички вежливо проинформировал, что вообще-то возможность участия в деятельности региональной рабочей группы проекта была представлена «самому широкому кругу представителей научной общественности и инвалидов города...».

Видимо, ни СПбГУ, ни СЗТУ, ни прочие вузы, ни организации инвалидов не относятся к этой широкой общественности.

Что до региональной рабочей группы, то люди, которые ее представляют (и которых, как говорит Елена Шатаева, удалось найти с большим трудом), сообщают невнятную информацию. Главное, что они пытаются донести: не лезьте со своим уставом в чужой монастырь. Дескать, проект не российский, деньги не из российского бюджета — и какое дело российской общественности, как они тратятся?

Общественность парирует: это наше дело, потому что на основании проекта корректироваться будут наши российские законы и учебные программы. Это первое. Второе: почему адресная аудитория проекта исключена из обсуждения? Третье: почему нет сотрудничества с петербургскими специалистами с их многолетним опытом (в том числе опытом работы с зарубежными коллегами)?

Не получая четких ответов на вопросы, граждане делают свои выводы. Например, такой: сложилась очень удобная схема — получать европейские деньги, представляя как свои разработки и расчеты, то, что и так делается министерствами, комитетами, вузами на государственные деньги.

— Если убрать эмоции и разбираться по существу, то претензии просты, — говорит директор Института приборостроения и систем обеспечения безопасности Игорь Кацан. — Информационное обеспечение проекта — слабое. Слова о привлечении широкой общественности не соответствуют действительности. Если бы подобный проект проводился на территории Западной Европы — будьте уверены, были бы и контроль и прозрачность бюджета.

— Для города и адресной аудитории цели проекта действительно очень актуальны, — утверждает Елена Шатаева. — Но проблема большинства наших социальных программ и проектов в том, что нет результата. И без создания системы общественного контроля все уходит в песок.

Елена Шатаева только что вернулась из Москвы, где встречалась с представителями Европейской комиссии в России Георгиосом Цицопулосом и Берни МакНалли.

— Они поблагодарили общественность нашего города за информацию и официально подтвердили, что Евросоюз только финансирует весь проект и проводит мониторинг его результатов, — передает Елена Владимировна. — Все мероприятия, их конкретное финансирование и контроль за исполнением осуществляются российской стороной.

Директор министерского департамента соцразвития Анатолий Осадчих, по нашей информации, знает о «недоразумениях в реализации» и ждет сообщений от СЗТУ «о положении дел в пилотном регионе». Отчего бы департаменту самому не проконтролировать? Так это дополнительные деньги тратить, и уже не европейские, а наши бюджетные.

...Произошла, в общем, восхитительная вещь. Мы нередко слышим/читаем о том, что стартовал в стране/городе такой-то проект. И сильно радуемся. Радуемся в целом, а не конкретно за себя. Потому что либо конкретно мы (вы) не подпадаем под такой-то проект, либо, если подпадаем, то надеемся, что награда героя и так найдет. Какой общественный контроль, как можно?!

В нашем случае граждане тоже и не думали контролировать. На голубом глазу попытались применить к себе, поскольку рассчитывали, что их это касается напрямую и их мнением заинтересуются. Обнаружив, что не интересуются, стали интересоваться сами. Не потому, что «принципы» или свободное время деть некуда, а потому, что это в их интересах.

Общественность, которая у нас считается анемичной и сонливой, опять же на голубом глазу предложила государству себя в качестве компетентного, заинтересованного и, скорее всего, неподкупного контролера.

Вопрос — оно государству надо?

Р. S. Слушания в СПбГУ, если состоятся (это пока обсуждается), возможно, как раз станут диалогом с исполнителями проекта. В СЗТУ говорят, что еще есть возможность довести цели проекта до результата, а нынешние недоразумения считать «рабочим моментом».

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 72 (4110) от 21 апреля 2008 года.

#Реабилитация #ограниченные возможности #недоразумение

Комментарии