На пути к триллиону. Смольный утвердил проект бюджета на 2020 – 2022 годы

Вчера на заседании правительства Петербурга было много арифметики и цифр - Смольный утвердил отчет комитета финансов об исполнении бюджета-2019 за девять месяцев и проект трехлетнего бюджета на 2020 - 2022 годы перед внесением его в Законодательное собрание.

На пути к триллиону. Смольный утвердил проект бюджета на 2020 – 2022 годы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

По поводу нынешнего года многое было уже известно - в ЗакСе недавно прошла второе чтение осенняя корректировка городской казны. Так, уточненный план бюджета текущего года к 1 октября выполнен на 75%. Собственные доходы северной столицы составили 96,5%, остальное добавил федеральный бюджет. Рост доходов по сравнению с предыдущим годом - 11,6%.

Львиную долю пополнений городского кошелька делают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций. Значительно возросли, по словам основного докладчика - главы комитета финансов Алексея Корабельникова, поступления от консолидированных групп налогоплательщиков, остальные юрлица также дали 16-процентный прирост. Увеличился на 27% и сбор от так называемой упрощенки, столь любимой малым бизнесом, - он впервые превзошел по объему налог на имущество организаций.

А вот неналоговые платежи с каждым годом снижаются, и 2019-й не стал в этом смысле исключением. Традиционно не очень радует и выполнение Адресной инвестиционной программы (а это новые школы, поликлиники, детсады и прочая инфраструктура), и лишь усилия нового правительства в конце прошлого года смогли привести параметры АИП на 2019 год в более реалистичное состояние. В итоге за девять месяцев эта программа выполнена на 43,5%. В конце года город должен получить 38 новых детсадов, 11 школ, 22 медицинских объекта...

Наибольший объем освоенных бюджетных ассигнований обеспечен госпрограммами по образованию, здравоохранению, транспорту и социальной поддержке граждан. Расходы на нацпроекты в рамках соответствующих региональных программ выполнены на 65,2%.

«Нет оснований полагать, что расходы 2019 года не будут исполнены», - резюмировал председатель комитета финансов. А для более успешного выполнения АИП и других бюджетных параметров предложил с 2020 года проводить все конкурсы до 1 октября, авансировать подрядчиков только в том случае, если у них нет долгов по другим госконтрактам или налогам. Кроме того, распорядители бюджетных средств смогут заключать трехлетние договоры, что улучшит планирование.

Также обсудили на заседании правительства проект бюджета на 2020-й и последующие 2021 и 2022 годы. Как отметил глава комитета финансов, одна из задач бюджета - создать задел для достижения к 2024 году 1 триллиона рублей доходов, для чего требуется снижать бюджетный дефицит. То есть темп роста расходов должен совпадать с темпом роста доходов. А на развитие города необходимо закладывать, согласно установке губернатора, не менее 15% от общей суммы. При этом госдолг не должен выходить за 25% от собственных доходов Петербурга, заимствования будут коррелироваться с капитальными вложениями.

Проект бюджета составлялся с учетом прогнозируемой инфляции в размере 4,1%. В центре внимания членов правительства был преимущественно 2020-й. Так, в следующем году доходы должны составить почти 665 млрд рублей (на 36 миллиардов больше, чем в текущем году), а расходы - вырасти до 701 млрд рублей. Дефицит бюджета составит 36,7 млрд рублей (5,6% от собственных доходов).

Основная часть расходов приходится на социальную сферу (440 млрд рублей), образование (157 млрд рублей), здравоохранение (117 млрд рублей), а также на транспортную инфраструктуру (117 млрд рублей). Однако финансирование метрополитена будет уменьшено с 18 млрд рублей в нынешнем году до 13,7 млрд в 2020-м. Объем дорожного фонда Петербурга в следующем году составит более 44 млрд рублей, Адресная инвестиционная программа - 99,4 миллиарда.

Проект расходов будущего бюджета Петербурга станет реализовываться не только в рамках 18 госпрограмм, но и по четырем целевым направлениям: «Социальный город», «Комфортный город», «Умный город» и «Открытый город», в которых не учитываются федеральные деньги. «Социальный город» получит 440 млрд рублей (образование - 157 млрд руб., здравоохранение - 117 млрд рублей, социальная поддержка - 76,8 миллиарда). Это больше на 6% по сравнению с текущим годом, а если брать 2018-й - то на 20%, уточнил Алексей Корабельников. В числе мер соцподдержки - выплаты ветеранам войны к 75-летию Победы, жителям блокадного Ленинграда, молодым мамам, региональные доплаты к пенсиям, субсидирование общественного транспорта (последнее потребует 46 млрд рублей, что на 11% больше, чем в текущем году).

«Комфортный город» оценен в 155,1 млрд рублей, из них 117,5 миллиарда пойдет на развитие транспортной системы. В 2020 году существенно увеличатся вложения в реконструкцию систем тепло- и водоснабжения. Однако на анонсированную ранее реформу транспортной отрасли деньги пока не заложены: нет четких параметров и расчетов со стороны транспортного блока правительства. На «Умный город» в проекте бюджета-2020 заложено 27 млрд рублей, на «Открытый город» - 30,3 млрд рублей.

По словам Алексея Корабельникова, главный драйвер для достижения бюджета в размере 1 триллиона рублей - инвестиции в основной капитал. С этой целью уже в ближайшие дни в Законодательное собрание Петербурга будет внесен проект закона о налоговых вычетах. Еще один резерв - сокращение доли неформальной занятости, что оценивается экспертами в 35 млрд рублей. Кроме того, пополнят казну новые налоги, например торговый и туристский сборы.

#бюджет #Смольный #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6546) от 15.10.2019 под заголовком «На пути к триллиону».


Комментарии