Минус два. Центробанк продолжит либерализацию автострахования

Автовладельцев в обозримом будущем вновь ждут изменения. Так, из полиса ОСАГО могут исчезнуть два коэффициента, которые существенно влияют на стоимость автогражданки, - территориальный (КТ) и мощностной (КМ).

Минус два. Центробанк продолжит либерализацию автострахования | Фото: qimono / Pixabay

Фото: qimono / Pixabay

Отменить территориальный коэффициент, который сегодня варьируется от 0,6 до 2, регулятор планирует уже в 2020 году. Но не сразу, ибо он отчасти позволяет компаниям завышать цены для автомобилистов в убыточных для рынка регионах.

Дело в том, что в мегаполисах ДТП происходят гораздо чаще, чем, скажем, в маленьких городках или селах. Соответственно и КТ там несколько выше. Например, житель Свердловской области платит за автогражданку 3600 рублей, а житель соседнего поселка, но уже в Курганской области - 2000 рублей.

Планируется, что после вступления в силу изменений такая тарификация будет практически исключена. Хотя место жительства все равно будет косвенно влиять на стоимость и в дальнейшем, но страховщик уже должен будет рассчитывать ее исходя из плотности движения в каждом конкретном населенном пункте и количества аварий в том или ином регионе.

А в 2021 году из расчета стоимости обязательной страховки может исчезнуть еще и коэффициент мощности. Сейчас повышающие коэффициенты предусмотрены для всех автомобилей с мощностью двигателя от 70 лошадиных сил и выше. Так, если под капотом автолюбителя более 120 лошадиных сил, тариф ОСАГО автоматом вырастает на 40% (более 2 тыс. рублей), а при мощности более 150 лошадиных сил - на 60% (около 3,5 тыс. рублей). Что, как считают в ЦБ, уже несправедливо. Ведь времена, когда авто мощностью 120 «лошадей» считалось чуть ли не гоночным, давно прошли. Сегодня самые распространенные в России автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил.

Правда, после отмены КМ страховщики смогут увеличивать тариф не более чем на 40% от базовой стоимости. То есть компании будут сами решать, что учитывать при расчете. То ли марку автомобиля, то ли поведение водителя на дороге.

Между тем в конце минувшего года ЦБ утвердил изменения тарифов ОСАГО, которые вступят в силу уже 9 января 2019 года.

Так, например, тарифный коридор ОСАГО будет расширен на 20% вверх и вниз от базовой цены, установленной Банком России. Таким образом, ценовые рамки в пределах 3,432 - 4,118 тысячи рублей, которые действовали раньше, расширят до 2,746 - 4,942 тысячи.

Изменится и матрица расчета коэффициента возраст-стаж. В частности, регулятор предложил разделить водителей на 58 категорий вместо существующих четырех. А это значит, что молодым водителям придется платить больше, опытным - меньше. Так, для автомобилиста в возрасте 25 - 29 лет со стажем вождения 9 лет коэффициент составит 1,04, то есть на 4% больше базового тарифа. Для водителя старше 30 лет с безаварийным стажем больше 10 лет ставка будет, наоборот, на 4% меньше - 0,96. Сейчас для обеих категорий действует коэффициент 1. По сути, речь идет об использовании более гибкого подхода к установлению тарифов ОСАГО. В ЦБ считают такой подход более справедливым как для автовладельцев, так и для страховщиков.

Также изменяется система присвоения коэффициента бонус-малус (КБМ), основанного на страховой истории водителя. Согласно указанию Банка России, КБМ будет присваиваться водителю раз в год - 1 апреля. Если же по состоянию на 1 апреля следующего года у автолюбителя (имеющего несколько авто либо вписанного в другие страховки) будет уже несколько рассчитанных КБМ, то ему присвоят самый низкий из имеющихся.

Хотя, как считает президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, нововведения изменят стоимость страховки лишь для 20% автомобилистов: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5% лихачей - подорожает, остальные 80% разницы не почувствуют.

#автомобили #страхование #ОСАГО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (6354) от 09.01.2019 под заголовком «Минус два».


Комментарии