Крупные компании вынуждены сокращать сотрудников из-за пандемии

Несмотря на то что пандемия коронавируса почти во всем мире пошла на спад, вызванные ею последствия в экономике только начинают сказываться. И в первую очередь - на занятости специалистов отраслей, больше всего пострадавших от сокращения объемов работы.

Крупные компании вынуждены сокращать сотрудников из-за пандемии | Фото: Pixabay / Free-Photos

Фото: Pixabay / Free-Photos

Так, президент и генеральный директор американской аэрокосмической корпорации Boeing Дэвид Кэлхун на днях заявил о том, что «мы завершили программу добровольных увольнений, а теперь подошли к тому печальному моменту, когда вынуждены начать программу принудительных». По его словам, в первую группу сокращаемых не по своей воле войдут 6,77 тыс. сотрудников предприятия в США, а единственное, что может их хоть как-то утешить, - уволенным обещают выплатить все причитающиеся им деньги в полном объеме. При этом корпорация уже отправила в «добровольный» неоплачиваемый отпуск около 2,5 тыс. человек, а по всему миру намерена сократить или временно оставить без работы 10% сотрудников.

Примерно тем же курсом движутся и в авиакомпаниях. В частности, один из крупнейших европейских лоукостеров, EasyJet, только что объявил об увольнении 30% персонала, сокращении воздушного флота, оптимизации маршрутной сети и повышении производительности труда оставшихся сотрудников. Фактически речь идет о том, чтобы за счет увольнений одних сохранить рабочие места для других. Правда, за те же деньги трудиться они станут еще больше... «Нам приходится принимать сложные решения, которые повлияют на наших сотрудников, - сказал по этому поводу генеральный директор перевозчика Йохан Лундгрен. - Но мы хотим сохранить как можно больше рабочих мест в долгосрочной перспективе».

Однако возврат к показателям прошлого года, по оценке Лундгрена, будет долгим: достижения прежних объемов перевозки пассажиров ожидают не ранее 2023 года. И в Европе трудно найти авиакомпанию, которая бы не пошла на сокращения персонала: ранее о мерах, аналогичных названным, уже заявили бельгийская Brussels Airlines, финская Finnair, ведущий перевозчик Скандинавских стран SAS и целый ряд других.

Сходные процессы идут и за океаном. Например, один из ведущих перевозчиков США American Airlines принял решение уволить до 30% своих менеджеров и администраторов. В целом в компании работают около 17 тыс. таких специалистов - увольнение грозит почти 5 тысячам из них. По сообщению ее представителей, вплоть до 10 июня будут принимать заявления о добровольном увольнении персонала, а если желающих окажется недостаточно, в июле начнутся принудительные сокращения штата.

Согласно практике международных компаний, в случае добровольного увольнения сотрудника ему выплачивают от 4 до 12 месячных окладов. Например, в 2019-м Ford Sollers закрыл автозаводы в Набережных Челнах и Всеволожске: в рамках программы добровольного увольнения их сотрудникам в зависимости от стажа работы на предприятии предлагали выплату от 5,5 до 12 месячных окладов. При этом штаб-квартира Ford на эти цели выделила $200 миллионов.

Еще до пандемии из-за падения продаж 5 - 6 окладов предлагали получить и «добровольцам» на заводах «Фольксвагена» в Калуге, «Ниссан» в Петербурге и некоторых других российских предприятиях международных корпораций. И в ряде случаев число желающих уйти по своей воле на таких условиях оказалось даже больше, чем ожидали организаторы акции. Ведь приобрести как минимум 250 - 300 тыс. рублей «живыми» деньгами одномоментно всяко лучше, чем быть отправленным в режим простоя или получить максимум три зарплаты, пройдя процедуру сокращения штата и обретя статус безработного.

#экономика #коронавирус #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6691) от 02.06.2020 под заголовком «Пандемия увольняет людей».


Комментарии