Консервация или конверсия? АвтоВАЗ будет производить машины на бывшем заводе Nissan

Попрощавшись с 2022 годом, Петербург распрощался и со своим автопромом — во всяком случае зарубежным. Вслед за японскими корпорациями Nissan и Toyota объявил о закрытии своего завода и южнокорейский концерн Hyundai. Судя по всему, восстановление производства автомобилей на его базе пока не планируется. А вот на бывшем заводе Nissan машины делать собираются, но уже не японские, а наши — этим займется АвтоВАЗ.

Консервация или конверсия? АвтоВАЗ будет производить машины на бывшем заводе Nissan | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

«Недавно было принято решение Nissan передать акции НАМИ, но НАМИ в свою очередь эти акции передает АвтоВАЗу для последующего запуска производства автомобилей Lada в кооперации с иностранными производителями на площадке в Санкт-Петербурге», — рассказал в начале января глава Минпромторга Денис Мантуров.

Что ж, почему бы и нет. Правда, опыт выпуска «Москвичей» на бывшего заводе Renault в столице говорит о том, что восстановление производства автомобилей на брошенных западными компаниями заводах оказывается непростой задачей — пока себестоимость там выходит очень высокой. Впрочем, и по московскому проекту делать выводы еще рано — может быть, со временем процесс будет оптимизирован.

Между тем на других петербургских автозаводах продолжается консервация. Накануне Нового года 2267 сотрудников петербургского автозавода Hyundai получили своеобразное поздравление. Руководством компании принято решение о массовом высвобождении сотрудников, о чем, в соответствии с Трудовым кодексом, за два месяца уведомили весь персонал. Без «подарков» при этом не обошлось — уходящим добровольно обещают выходное пособие в размере 12 окладов, к подписанию соглашений приступят в январе. Несогласные же с 20 февраля 2023 подлежат сокращению по ТК РФ уже на менее выгодных условиях.

Причины радикальных мер руководство иностранных концернов дублирует как под копирку. «Из-за продолжающейся приостановки производственных процессов компания «Хендэ Мотор» предпринимает шаги по оптимизации штата в России. Компания выполнит все социальные обязательства перед сотрудниками, которых это затронет, включая выплату выходного пособия для уволившихся по соглашению сторон», — сообщили в пресс-службе компании. Напомним, что завод приостановил выпуск автомобилей «из‑за трудностей с поставками комплектующих» еще 1 марта.

В конце сентября практически с той же формулировкой свернул производство своих автомобилей в Петербурге японский автоконцерн Toyota. С середины ноября 2022 года проведены массовые увольнения сотрудников «по соглашению сторон» с выплатой им обещанного выходного пособия от 12 окладов плюс еще по одному окладу за каждый отработанный год — так что главные старожилы получили до двух миллионов рублей. В дополнение весь персонал отправили на оплаченную заводом переподготовку. Не найдя покупателей, менеджмент завода запустил процедуру консервации оборудования.

Ранее Минпромторг заявил, что переговоров о покупке ФГУП «НАМИ» российских активов ООО «Тойота Мотор» не ведется. Между тем 1 декабря на петербургском автозаводе концерна началась внеплановая проверка прокуратуры на предмет соблюдения предприятием требований налогового и трудового законодательства, а также законодательства об импортозамещении, техническом регулировании и промышленной безопасности.

Совместно с прокурорами в мероприятии принимала участие бригада сотрудников налоговой инспекции, представители инспекции труда, региональных управлений Ростехнадзора и Росгвардии, а также специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института ФГУП «НАМИ». По не­официальной информации, проверяли не только техническую документацию, но и само оборудование в действии. Как предполагают некоторые эксперты, поводом для рейда мог стать поступивший сигнал о вывозе оборудования с площадки.

Сама Toyota до сих пор готова передать завод другому инвестору. Однако эксперты уверены, что с учетом нынешних реалий быстро и за адекватную цену продать завод в Шушарах не получится. По мнению гендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, сомнительно, чтобы кто‑то из автопроизводителей решил в обозримом будущем приобрести этот актив.

Однако есть и альтернатива. По мнению некоторых военных экспертов, законсервированные автозаводы можно национализировать и перепрофилировать под нужды «оборонки». Например, генерал-лейтенант в отставке Андрей Гурулев отмечает: «Там, где делали автомобили, можно делать снаряды. Были бы станки, а технологический процесс можно наладить. Мы в Великую Отечественную войну в трамвайных депо делали гранаты…»

Заметим, что  глава Минпром­торга Денис Мантуров в октябре 2022 года возглавил рабочую группу координационного совета при правительстве РФ по обеспечению потребностей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Потому различные варианты конверсии производства вполне могут получить его одобрение. А вот насколько разумна такая конверсия в каждом конкретном случае — это уже другой вопрос.


#автомобили #машины #заводы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7335) от 16.01.2023 под заголовком «Консервация или конверсия?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
19 августа 2019

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?

Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
14 августа 2019

В Петербурге растут цены на жилье

Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
05 августа 2019

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?

Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
26 июля 2019

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику

Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
17 июля 2019

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?

Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
10 июля 2019

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей

Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
02 июля 2019

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?

Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
19 июня 2019

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится

Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
18 июня 2019

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю

О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
11 июня 2019

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака

Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
10 июня 2019

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Город готов начать строительство новой магистрали.